Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
üИнвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата(включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
üИнвалиды с нарушением зрения и слуха
üЛица преклонного возраста (60 лет и старше)
üВременно нетрудоспособные
üБеременные женщины
üЛюди с детскими колясками
üДети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда- это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящеевремя государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставленацель -обеспечить доступное и качественное образование детейс ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда- это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
·закономерности психического развития,
·показатели здоровья дошкольников,
·психолого-физиологические особенности,
·уровень общего развития,
·коммуникативные особенности и речевое развитие,
·эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1.Принцип развития- Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2.Принцип природособразности воспитания- Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3.Принцип психологической комфортности- Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4.Принцип взаимодействия- Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5.Принцип доверительного сотрудничества- Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6.Принцип обучения деятельности- Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7.Принцип здоровьесберегающий- Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Предоставление услуг на объекте МБДОУ детском саду № 385
·Автостоянка (места) для инвалидов - имеется.
·Пандус – имеется.
·Адаптированные лифты - отсутствуют.
·Раздвижные двери – отсутствуют.
·Кнопка вызова персонала – имеется.
·Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - имеются.
·Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
·Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
·Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
·Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
В МБДОУ № 385 проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает(в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
·дошкольное воспитание;
·внешкольное воспитание и образование;
·среднее общее образование;
·среднее профессиональное образование;
·высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для практических занятий в МБДОУ оборудовано 6 игровых помещений, музыкально-спортивный зал, оборудование помещений соответствует ФГОС ДО. Каждому ребёнку обеспечен свободный доступ к игровым и развивающим центрам. Игровая и учебная мебель подобрана в соответствии с ростом ребёнка. В каждой группе созданы условия для развития самостоятельности у детей. Развивающая предметно-пространственная среда организована с учетом особенностей здоровья, интересов и потребностей детей. Для организации эффективной образовательной деятельности с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ оборудованы специальные учебные кабинеты: логопедический кабинет, в котором с детьми занимается учитель-логопед в соответствии с расписанием и кабинет педагога-психолога, в котором также организована необходимая коррекционно-развивающая работа специалиста в соответствии с имеющимся расписанием.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Все практические занятия, предусмотренные«Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» организуются педагогами в процессе групповых, индивидуальных или подгрупповых занятий в групповых помещениях, музыкальном зале, физкультурном зале, спортивной площадке. В каждой возрастной группе имеются центры по развитию речи, двигательной и познавательной активности воспитанников.
Объекты для проведения практических занятий частично приспособлены для использования инвалидами: имеются свободные подходы к оборудованию, освещенность мест для занятий соответствует требованиям СаНПиН.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для обучающихся по«Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» в логопедическом кабинете имеется полный комплект программно-методического обеспечения, наглядных пособий для осуществления образовательной деятельности по адаптированной образовательной программе для детей с ОНР, ТНР.
В каждой возрастной группе имеется необходимая методическая, художественная литература и учебно-наглядные пособия, книжный уголок и уголок с дидактическими играми различной направленности.
Дети с ОВЗ и инвалидами имеют возможность свободно пользоваться художественной, научно-популярной литературой, учебно-наглядыми и дидактическими пособиями.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы комфортные условия для полноценного развития двигательной активности инвалидов и лиц с ОВЗ, данные категории обучающихся свободно могут посещать физкультурный зал и спортивную площадку, где имеется необходимое стандартное и нестандартное оборудование для детей с разными анатомо-физиологически особенностями. Оборудование и инвентарь соответствует возрастным требованиям, требования, доступности, безопасности, охраны жизни и здоровья детей.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Имеется версия сайта МБДОУ в сети интернет с функцией для слабовидящих.
Средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в МБДОУ нет.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание МБДОУ - условно доступно. Здание оснащено кнопкой вызова персонала и пандусом,тактильной информационной вывеской Брайля.
Специальные условия питания
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 20-дневным меню, в соответствии с действующими СаНПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания".
Возможно создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями врача аллерголога/иммунолога.
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в МБДОУ осуществляется персоналом ГАУЗ СО "ДГБ № 8"
Медицинский блок состоит из:
- Медицинский кабинет.
- Процедурный кабинет.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:проведение профилактических осмотров,мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении,осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости,обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения,осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий,осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в МБДОУ нет
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в МБДОУ нет
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования в МБДОУ нет