Методическая служба в детском саду – это комплексная и творческая работа, которая заключает в себе не только практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, но и повышение уровня знаний новейших методик, изучение педагогики, детской психологии, анатомии.
Постоянное обновление содержания методической работы взаимосвязано с деятельностью педагогов, что обеспечивает непрерывный процесс совершенствования мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа направлена на опережение и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми государственными стандартами.
Цель методической службы:
реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса, создание совокупности условий для эффективного развития ДОУ; обеспечение качества образовательных услуг в ДОУ, адекватному его статусу.
Задачи методической службы:
обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;
создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программ, в инновационных процессах;
проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.
Функции методической службы ДОУ
Играя важную роль в управлении ДОУ, методическая служба нашего детского сада выполняет определенные функции. Так, в информационно-аналитическую функцию входят:
- анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
-вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
-оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
- установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
- анализ актуальных и перспективных потребностей обучающихся и их родителей в образовательных услугах;
- анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;
- поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
- изучение передового педагогического опыта.
Важнейшими функциями методической службы являются прогнозирование и планирование.
Прогностическая функция предусматривает:
прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ;
формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;
проектирование процессов развития дошкольного учреждения;
проектирование последствий запланированных инновационных процессов.
Планирующая функция. План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планирование эффективно при соблюдении главных условий:
определение уровня, на котором находится состояние работы ДОУ;
четкое представление об ожидаемом уровне;
выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.
Планирование и прогнозирование можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.