Изменения во ФГОС ДО Минпросвещения утвердило приказ, который вносит изменения во ФГОС ДО. Министерство изменило текст стандарта, чтобы исключить разночтения между ним и ФОП. Документ действует с 17.02.2023. В справочнике – таблица со всеми изменениями. Изменения вступают в силу 17 февраля и касаются всех разделов стандарта. Ведомство соотнесло основные положения, по которым ФГОС и ФОП ДО расходились, и скорректировало пункты о ПООП. Теперь ФГОС ДО – основа для разработки ФОП ДО и образовательной программы детского сада. Содержание программы ДОО должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности, а не как раньше «развитие личности, мотивации и способностей детей». Образовательные области следует рассматривать как направления обучения и воспитания детей, а не развития и образования. Обязательную часть своей программы согласно ФГОС ДО детские сады должны будут оформлять в виде ссылки на федеральную программу. Названия и количество образовательных областей не измелись, а содержание каждой из них в Стандарте теперь соответствует ФОП ДО. Также авторы изменений дополнили виды детской деятельности, в которых педагоги могут реализовывать содержание образовательных областей в зависимости от возраста детей. Обновили ссылки на актуальные СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20, которым должен соответствовать максимально допустимый объем образовательной нагрузки. Вместо двух блоков целевых ориентиров для младенческого и раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования теперь ФГОС ДО предусматривает три блока. Целевые ориентиры для младенческого и раннего возраста отделили друг от друга и внесли в текст отдельными блоками. Все изменения в текст ФГОС ДО смотрите в таблице. Пункт ФГОС Как стало Как было Подп. 3 п. 6 Стандарт направлен на решение следующих задач: ... 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования) Стандарт направлен на решение следующих задач: ... 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) П. 1.7 Стандарт является основой для: 1) разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования(далее – федеральная программа); 2) разработки Программы; 3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования Стандарт является основой для: 1) разработки Программы; 2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – примерные программы); 3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования Абз. 1 п. 2.5 Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и федеральной программой Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ П. 2.6 Суть изменений: подробнее расписали на что должны быть направлены образовательные области – социально- Направленности образовательных областей были изложены более сжато Пункт ФГОС Как стало Как было коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие П. 2.7 Суть изменений: детальнее описали возможные виды деятельности воспитанников в зависимости от возраста Виды деятельности детей имели более общее описание и предусматривали сквозные механизмы развития – общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность П. 2.10 Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% Абз. 3 п. 2.11.2 Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образованияи методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания Абз. 1 п. 2.12 Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ Абз. 4 п. 2.13 В краткой презентации Программы должны быть указаны: … 2) ссылка на федеральную программу В краткой презентации Программы должны быть указаны: … 2) используемые Примерные программы Глава III Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования П. 3.2 Требования к психологопедагогическим условиям реализации Программы Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Пункт ФГОС Как стало Как было П. 3.2.9 Суть изменений: заменили старый СанПиН детского сада на СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20 Упоминался старый СанПиН 2.4.1.3049-13 П. 3.5 Требования к материально-техническим условиям реализации Программы Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования П. 3.6 Требования к финансовым условиям реализации Программы Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Глава IV Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования П. 4.6 Суть изменений: детальнее изложили целевые ориентиры дошкольного образования. Выделили в отдельные группы целевые ориентиры для младенческого и раннего возрастов Целевые ориентиры были более общими. Одинаковыми были ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте