ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 385 МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 385 620103, г. Екатеринбург, ул. Газетная, 48, тел.: (343) 295-83-32; эл. адрес: mdou385@eduekb.ru, сайт: http//385.tvoysadik.ru УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детского сада № 385 ___________ О.Е. Исакова Приказ № 87-доп. от 31.08.2023г. ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ детского сада № 385 Протокол № 1 от 31.08.2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ГИБКАЯ СИЛА» Направленность: физкультурно-спортивная. Возраст участников: от 3 до 7 лет. Срок реализации - 4 года. Автор-составитель: Торопова Светлана Васильевна, Педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 г. Содержание 1. Основные характеристики Программы. ..................................................................................3 1.1. Пояснительная записка. .........................................................................................................3 1.3. Содержание Программы. .......................................................................................................7 1.4. Планируемые результаты работы. ......................................................................................19 2. Организационно-педагогические условия. ...........................................................................19 2.1. Условия реализации программы. ........................................................................................19 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. ....................................................20 3. Список литературы ..................................................................................................................23 2 1. Основные характеристики Программы. 1.1. Пояснительная записка. Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств. Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. Сформированные соответственно возрасту движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы. К семи годам должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит: будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье. В современной дошкольной педагогике физическое воспитание определяется, как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма ребенка, формирование необходимых знаний умений и навыков, воспитание психофизических качеств. Процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания называется физическим развитием. В узком смысле слова это: антропометрические и биометрические понятия (рост, вес, окружность грудной клетки, состояния осанки, жизненная емкость легких). В широком понимании – это развитие физических качеств, таких как: выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер. Являясь составной частью физического воспитания, воспитание физических качеств содействует всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы ребенка дошкольного возраста, воспитание физических качеств, способствует развитию физической и умственной работоспособности. В качестве средств формирования физических качеств рассматриваются: естественные силы ребенка; рациональный двигательный режим жизни; физическая активность самих детей; художественные средства: литература, фольклор, кинофильмы и мультфильмы; произведения музыкального и изобразительного искусства; целенаправленное педагогическое воздействие; заинтересованность родителей в воспитании физических качеств детей. В качестве основного специфического средства физического воспитания традиционно используются физические упражнения. Они направлены на развитие двигательных действий и реализуются в спортивных и подвижных играх, гимнастиках, праздниках, развлечениях, простейших видах туризма. Критерием эффективности работы является уровень физической подготовленности ребёнка. Под физической подготовленностью понимается уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. 3 Проверка выполнения контрольных заданий позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам. Изучение педагогической и психологической литературы, посвященной вопросам физического воспитания, позволило прийти к выводу о том, что именно, гимнастика «Гибкая сила» с элементами «Хатха-йога», способствует развитию физических качеств: гибкость, равновесие, выносливость, и гармонизации эмоционально-волевой сферы ребёнка. Гимнастика «Гибкая сила» с элементами «Хатха-йоги» доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Важная особенность гимнастики – сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Кроме того, доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных приспособлений. Физические упражнения улучшают кровообращение, помогают нормализовать работу внутренних органов, являются профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата и простудных заболеваний. Они способствуют не только физическому укреплению ребёнка, но и оздоровлению его психики. При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы: Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. №196; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №39-3242 «О направлении информации»; Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. 30384); Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 30038); 4 Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Устав МБДОУ детского сада № 385. Актуальность Программы Гибкость, ловкость, сила и координация, как элементы психофизических качеств, непременно присутствуют в самых различных проявлениях человеческой активности и двигательных действий. Коррекционно-педагогическая работа по развитию у детей этих качеств являются в настоящее время актуальной. Данная техника была выбрана неслучайно. При регулярных занятиях: регулируется его дыхание выправляется осанка повышается выносливость ребят улучшается сердечная деятельность и кровообращение активизируются процессы обмена веществ укрепляются мышцы туловища улучшается координация Адресат Программы. Дошкольники 3-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств, отклонения в эмоционально-волевой сфере, трудно адаптируемые. Программа носит развивающий характер. Младшая группа (3-4 года) Трёх летний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями. Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой). Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. Средняя группа (от 4 до 5 лет) В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается. 5 Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие, перешагивая через небольшие преграды, нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску. Старшая группа (от 5 до 6 лет) Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные). К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения. У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений). Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»). Режим и объем занятий. Занятия с детьми проводятся два раз в неделю. Занятия проводятся группами по 810 детей. Состав кружка формируется с учётом результатов диагностики воспитанников и их физических навыков. Работа физкультурно-спортивного кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада. № 1 2 3 Вид образовательной деятельности Первый год обучения (3-4 года) Второй год обучения (4-5 лет) Третий год обучения Количество часов в неделю Количество часов в месяц Количество часов в год 2(15 минут) 8(180 минут) 72(1080минут) 2 (20 минут) 8 (160 минут) 72 (1440 минут) 2 (25 минут) 8 (200 минут) 72 (1800 минут) 6 4 (5-6 лет) Четвёртый год обучения (6-7 лет) 2 (30 минут) 8 (240 минут) 72 (2160 минут) 1.2. Цель и задачи Программы. Цель: Развитие физических качеств у детей 3-7 лет через гимнастику «Гибкая сила» c элементами «Хатха-Йога». Задачи: Оздоровительные: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, йоги, воздушного закаливания; формирование правильной осанки, гигиенических навыков. Образовательные: ознакомление детей с терминами: физические качества; выносливость, равновесие, гибкость, сила; формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни. Воспитательные: воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх. воспитание у детей потребности регулярно заниматься физической культурой по собственной инициативе. 1.3. Содержание Программы. Теоретической основой данной программы являются работы Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой, Д.В. Хухлаевой, Т.П. Игнатьевой. Парциальная программа для детей дошкольного возраста Т.А. Ивановой. Развитие физических качеств осуществляется в ходе решения поставленных задач. Программа рассчитана на 4 учебных года и носит системный характер. Занятия проводятся групповым способом (12 детей), 2 раза в неделю. Структура занятия I. Вводная часть (5-7 минут). 1. Встреча: игровая гимнастика, гимнастика под приговорки 2. Разминка: Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, 7 стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу. Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра. II. Основная часть (15-20 минут). 1. Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз , обучаются новым упражнениям, закрепляют известные. 2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе: для мышц живота; для мышц спины путем наклона вперед; для укрепления мышц ног; для развития стоп; для развития плечевого пояса; на равновесие. 3. Дыхательные упражнения. 4. Гимнастика для глаз. 5. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы). 6. Беседы из цикла “Тренируем тело, укрепляем дух”. III. Заключительная часть (3-5 минут). 1. Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания. 2. Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей). Общие принципы: 1. Подбор физических упражнений в зависимости от общего состояния организма и от заболевания; 2. Принцип сознательности и активности плюс мотивация; 3. Принцип наглядности; 4. Принцип доступности; 5. Принцип систематичности, система строится с учетом тренированности и длится месяцами; 6. Принцип регулярности; 7. Принцип цикличности; 8. Принцип новизны и разнообразия: 10-15 % упражнений обновляет; 9. Принцип постепенности увеличения нагрузки по мере тренированности; 10. Принцип всестороннего развития. Принципы построения Программы: системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных занятий, упражнений и заданий; преемственность – каждый следующий этап базируется на сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»; возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения (позы) учитывают возрастные возможности детей данного возраста; деятельностный принцип – задачи развития физических качеств достигаются через игровую деятельность; здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности. 8 Ведущим является принцип систематичности, т.е. планомерные, регулярные занятия. Благодаря этому происходит закрепление физиологических сдвигов, происходящих в организме ребенка под влиянием физических упражнений, а также закрепление компенсаторно-приспособительных реакций. Этапы обучения. На первом этапе: дети выполняют упражнения только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания. На этом этапе упражнения даются на свободном дыхании, без задержек. В дальнейшем постепенно дети учатся правильному дыханию. На втором этапе: к освоенной технике выполнения физических упражнений добавляется соблюдение правильного дыхания. На третьем этапе: к освоенной технике выполнения физических упражнений, при соблюдении правильного дыхания добавляется концентрация внимания на области тела, энергетических центрах (в зависимости от индивидуального уровня подготовленности). В каждой позе важно ее правильное выполнение, поэтому идет объяснение правильного положения тела. Обращается внимание, на какие органы влияет каждое упражнение, при каких заболеваниях выполняют ту или иную позу. Условия проведения гимнастики: четкое соблюдение принципов, методов и приемов, заложенных в программе; хорошо проветренное помещение (с температурой воздуха не ниже 17 градусов); коврики; одежда должна быть легкой, не стесняющей движения и хорошо пропускать воздух; время проведения – утреннее или после дневного сна (но не раньше, чем через 2-3 часа после еды); противопоказания: высокая температура тела, повышенное кровяное давление. Собственное желание ребенка. Методические рекомендации по организации работы с детьми. 1. Группы детей для занятий гимнастикой «Гибкая сила» комплектуются по возрастам. 2. Комплексы составляются по принципу «от простого к сложному». 3. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели. 4. При проведении упражнений, ведется контроль за физической нагрузкой на детей. 5. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки. 6. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны. 7. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе. 8. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад. Особенности выполнения статических поз: 1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе. 2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении. 9 3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно. 4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 5-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд. 5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения. 6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды. Перспективное планирование занятий у детей 3-5 лет № п/п ц е л ь I. II. III № п/ п ц Младший возраст (3-4 года) Сентябрь Октябрь Ноябрь комплекс №1 комплекс №2 комплекс №3 Развивать двигательные Учить детей выполнять кон- Способствовать выполумения и навыки детей; кретные движения на равно- нению упражнений легформировать правильную весие; гибкость; ко, с равномерным дыосанку; сохранять и разви- укреплять мышцы рук, ног, ханием; сосредоточить вать гибкость и эластич- спины; учить дышать, соче- внимание на выполненость позвоночника, по- тая дыхание и движение нии движения, где тредвижность суставов; учить буется сила и вынослидетей чувствовать свое тевость; воспитывать ло во время движений; разпривычку сохранять вивать умение быть оргаправильную осанку. низованными, поддерживать дружеские отношения со сверстниками. Игровая гимнастика, гимнастика под приговорки. (3, с.42, 71) «Настройтесь на занятие». Разминка, самомассаж. (3, с.82) Комплекс статических Комплекс статических Комплекс статических упражнений: упражнений: упражнений: - Поза зародыша - Поза дерева (вариант 1) - Поза дерева (вариант - Поза угла - Поза бриллианта (вариант 1) - Поза мостика 1) - Поза кривого дерева - Поза ребенка - Поза льва - Поза бегуна - Поза кошки (доброй, сер- - Божественная поза - Поза бриллианта (вадитой, ласковой) - Головоколенная поза (ва- риант 2) - Поза бриллианта (вариант риант 1) - Поза скручивания 1) - Поза змеи - Поза полукузнечика - Поза горы (3, с.149) - Поза прямого угла (3, - Поза полуберезки с.149) (3,с.149) Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) (3, с.139) Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз (3, с.82) Релаксационная гимнастика (3, с.117) Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания (3, с.130) Декабрь комплекс № 4 Январь комплекс № 5 Учить выполнять движения Вырабатывать 10 Февраль комплекс № 6 равновесие, Продолжать развивать е л ь I. II. III № п/п ц е л ь I. II. осознанно, ловко, красиво; координацию движений; за- гибкость позвоночника сохранять правильную креплять навыки массажа; и подвижность сустаосанку; развивать коорди- развивать гибкость вов; закреплять умение нацию движений, выдержправильно дышать. ку, настойчивость в достижении результатов. Игровая гимнастика, гимнастика под приговорки. (3, с.42, 71) «Настройтесь на занятие». Разминка, самомассаж. (3, с.82) Комплекс статических Комплекс статических Комплекс статических упражнений: упражнений: упражнений: - Урок в позе лотоса: -Поза дерева - Поза дерева удобная поза; (вариант 1) (вариант 1) поза полулотоса; - Поза бегуна - Поза скручивания поза лотоса. - Поза аиста - Поза березки - Переменное дыхание, или - Поза бриллианта - Поза мостика раздельное продувание (3, - Поза ребенка - Поза бумеранга с.149) - Поза перекрестка - Поза наклона вниз - Совершенная поза головой - Головоколенная поза (3, - Поза лотоса (3, с.149) с.149) Суставная гимнастика (3, с.139) Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз (3, с.82) Релаксационная гимнастика (3, с.117) Темы для беседы: «Как я Темы для беседы: «Расскажи, Темы для беседы: сплю», «Учусь сосредота- что ты ешь?», «Полезная «Скорая помощь при чиваться», «Свежий воз- пища», «Развиваем свои воз- болезни», «Чтобы не дух» можности», «Все успею сде- было насморка», лать?» «Средства от кашля», «Помогите сердцу» Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания. (3, с.130) Март Комплекс № 7 Продолжать работу по развитию ловкости; способствовать выработке выносливости и силы во время выполнения упражнений; учить следить за дыханием. Апрель Комплекс № 8 Закреплять умение ощущать свое тело во время движений, направлять свои мысли на выполнение конкретного движения; продолжать учить правильно дышать. Май Комплекс 9 Продолжать развивать гибкость позвоночника и подвижность суставов; совершенствовать координацию движений рук и ног; закреплять умение осознанно дышать. Игровая гимнастика, гимнастика под приговорки. (3, с.42, 71) «Настройтесь на занятие». Разминка, самомассаж. (3, с.82) Комплекс статических Комплекс статических Комплекс статических упражнений: упражнений: упражнений - Поза кривого дерева - Солнечная поза - Солнечная поза - Солнечная поза - Поза аиста - Поза аиста - Поза аиста - Поза цапли - Поза цапли - Поза орла - Поза лебедя - Поза лебедя - Поза героя - Балансная поза - Поза орла - Поза полулотоса - Поза полуверблюда - Поза героя 11 - Поза лука - Поза березки - Поза плуга (3, с.149) - Поза ребенка - Поза полулотоса - Тронная поза - Поза лука - Поза кузнечика - Поза ребенка (3,с.149) - Тронная поза (3, с.149) Суставная гимнастика (3, с.139) Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз (3, с.82) Релаксационная гимнастика (3, с.117) Темы для беседы: Темы для беседы: Темы для беседы: «Игра – это тоже трени- «Гигиена моего тела». «Научился сам – научи ровка, но и отдых, разряддругого!» ка» III. Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания (3, с.130) средняя группа (4-5 лет) № п/п Сентябрь Октябрь Ноябрь комплекс №1 комплекс №2 комплекс №3 Совершенствовать двига- Закреплять умение выпол- Способствовать выполтельные умения и навыки нять упражнения на равно- нению упражнений легдетей; формировать пра- весие, гибкость, силу; уме- ко, с равномерным дывильную осанку; сохранять ние следить за дыханием ханием; совершенствоц и развивать гибкость и элавать координацию двие стичность позвоночника, жений; сосредоточил подвижность суставов; ваться на выполнении ь учить детей чувствовать конкретного движения; свое тело во время движевоспитывать привычку ний; развивать умение сохранять правильную быть организованными. осанку. I. Игровая гимнастика, гимнастика под приговорки. (3, с.42, 71) «Настройтесь на занятие». Разминка, самомассаж. (3, с.82) Комплекс статических Комплекс статических II. Комплекс статических упражнений: упражнений: упражнений: - Поза зародыша - Поза дерева - Поза дерева - Поза угла (вариант 1) (вариант 1) - Поза ребенка - Поза бриллианта (вариант - Поза кривого дерева - Поза кошки (доброй, сер- 1) - Поза бегуна дитой, ласковой) - Поза льва - Поза бриллианта (ва- Поза бриллианта (вариант - Божественная поза риант 2) 1) - Головоколенная поза - Поза скручивания - Поза горы (3, с.149) (3,с.149) - Поза полукузнечик (3, с.149) Суставная гимнастика (3, с.139) Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз (3, с.82) Релаксационная гимнастика (3, с.117) Темы для бесед: «Погово- Темы для бесед: «Витами- Темы для бесед: «Полрим о здоровом питании» ны, витамины», «Вода – сок ный отдых – расслабле«Гигиена без скуки» жизни!», «Гигиена без ску- ние», «Тренируем вники мание» III. Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания (3, с.130) 12 № п/п Декабрь Январь Февраль комплекс № 4 комплекс № 5 комплекс № 6 Учить выполнять движе- Вырабатывать равновесие Продолжать развивать ния осознанно, ловко, кра- координацию движений; гибкость позвоночника и ц сиво; учить сохранять пра- закреплять навыки мас- подвижность суставов; зае вильную осанку; развивать сажа; развивать потреб- креплять умение правильл волевые качества, выдерж- ность в ежедневной дви- но дышать. ь ку, настойчивость в дости- гательной деятельности. жении результатов. I. Игровая гимнастика, гимнастика под приговорки. (3, с.42, 71) «Настройтесь на занятие». Разминка, самомассаж. (3, с.82) Комплекс статических Комплекс статических II. Комплекс статических упражнений: упражнений: упражнений: - Урок в позе лотоса: -Поза дерева - Поза дерева удобная поза; (вариант 1) (вариант 1) поза полулотоса; - Поза дерева - Поза дерева поза лотоса. (вариант 2) (вариант 2) - Переменное дыхание, или - Поза бегуна - Поза скручивания раздельное продувание - Поза аиста - Поза березки (для детей старшей и под- Поза бриллианта (в 3) - Поза мостика готовительной группы) - Поза ребенка - Поза бумеранга - Поза перекрестка - Поза наклона вниз голо- Совершенная поза вой - Головоколенная поза - Поза лотоса Суставная гимнастика (3, с.139) Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз (3, с.82) Релаксационная гимнастика (3, с.117) Темы для беседы: «Как я Темы для беседы: «Рас- Темы для беседы: «Чтобы сплю», «Свежий воздух» скажи, что ты ешь?», не было насморка», «Полезная пища» «Средства от кашля» III. Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания п/п ц е л ь I Март Апрель Май Комплекс № 7 Комплекс № 8 Комплекс 9 Продолжать работу по раз- Учить детей ощущать свое Продолжать развивать витию физических качеств; тело во время движений, гибкость позвоночника и способствовать выработке направлять свои мысли на подвижность суставов; выносливости и силы во выполнение конкретного закреплять умение правремя выполнения упраж- движения; продолжать вильно дышать. нений; особое внимание учить правильно дышать. обратить на правильное дыхание. Игровая гимнастика, гимнастика под приговорки. (3, с.42, 71) «Настройтесь на занятие». Разминка, самомассаж. (3, с.82) 13 II Комплекс статических Комплекс статических Комплекс статических упражнений: упражнений: упражнений - Поза дерева - Поза дерева - Поза дерева (вариант 2) (вариант 2) (вариант 2) - Поза кривого дерева - Солнечная поза - Солнечная поза - Солнечная поза - Поза аиста - Поза цапли - Поза аиста - Поза цапли - Поза лебедя - Поза орла - Поза лебедя - Поза орла - Поза героя - Балансная поза - Поза героя - Поза полулотоса - Поза полуверблюда - Поза полулотоса - Поза лука - Поза ребенка - Поза лука - Поза березки - Тронная поза - Поза ребенка - Поза плуга - Поза кузнечика - Тронная поза Суставная гимнастика (3, с.139) Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз (3, с.82) Релаксационная гимнастика (3, с.117) Темы для беседы: Темы для беседы: Темы для беседы: «В свободную минуту – «Следуем заповедям «Возможности моего тетренируй тело, укрепляй здорового питания», ла», «Гигиена моего тедух» ла». III Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания (3, с.130) Перспективное планирование занятий у детей 5-7 лет Старший дошкольный возраст (5-6 лет) (3, с.11) № п/п ц е л ь I. II. Сентябрь Октябрь Ноябрь комплекс №1 комплекс №2 комплекс №3 Совершенствовать двига- Закреплять умение вы- Способствовать выполнетельные умения и навыки полнять конкретные нию упражнений легко, с детей; формировать пра- движения на равнове- равномерным дыханием; совильную осанку; сохранять сие; гибкость; средоточить внимание на и развивать гибкость и эла- укреплять мышцы рук, выполнении движения, где стичность позвоночника, ног, спины; учить ды- требуется сила и вынослиподвижность суставов; шать, сочетая дыхание вость; воспитывать привычучить детей чувствовать и движение ку сохранять правильную свое тело во время движеосанку. ний; развивать умение быть организованными, поддерживать дружеские отношения со сверстниками. Игровая гимнастика: «Улыбнитесь!», «Светофор», гимнастика для ног, «Мартышки», «Зайчик» (3, с.42) «Настройтесь на занятие». Разминка. Массаж. (3, с.82) Комплекс статических Комплекс статических Комплекс статических упражнений: упражнений: упражнений: - Поза зародыша - Поза дерева (вариант - Поза дерева (вариант 1) - Поза угла 1) - Поза кривого дерева - Поза мостика - Поза бриллианта (ва- - Поза бегуна - Поза ребенка риант 1) - Поза бриллианта (вариант - Поза кошки (доброй, сер- - Поза льва 2) 14 дитой, ласковой) - Поза бриллианта (вариант 1) - Поза горы. (3, с139) - Божественная поза - Поза скручивания - Головоколенная поза - Поза полукузнечика (вариант 1) - Поза полуберезки - Поза змеи (3, с149) - Поза прямого угла. (3, с139) Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) (5, с.88, 89) III Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз (3, с.94) Релаксационная гимнастика (3, с.117) Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания № п/п ц е л ь Декабрь Январь Февраль комплекс № 4 комплекс № 5 комплекс № 6 Учить выполнять движе- Вырабатывать равнове- Продолжать развивать гибния осознанно, ловко, кра- сие, координацию дви- кость позвоночника и посиво; сохранять правиль- жений; закреплять движность суставов; закрепную осанку; развивать ко- навыки массажа; разви- лять умение правильно дыординацию движений, вы- вать гибкость шать. держку, настойчивость в достижении результатов. I. «Улыбнитесь, потянитесь! «Я позвоночник берегу», «Мойдодыр» (3, с.42) «Настройтесь на занятие». Разминка. Массаж. (3, с.82) статических Комплекс статических Комплекс статических II. Комплекс упражнений: упражнений: упражнений: - Урок в позе лотоса: -Поза дерева - Поза дерева удобная поза; (вариант 1) (вариант 1) поза полулотоса; - Поза дерева - Поза дерева поза лотоса. (вариант 2) (вариант 2) - Переменное дыхание, или - Поза бегуна - Поза скручивания раздельное продувание - Поза аиста - Поза березки (для детей старшей и под- - Поза бриллианта (ва- - Поза мостика готовительной группы) риант 3) - Поза бумеранга (3, с139) - Поза ребенка - Поза наклона вниз головой - Поза перекрестка - Поза лотоса - Совершенная поза (3, с139) - Головоколенная поза (3, с139) Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) (5, с.88, 89) Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз. (4, с.24) Релаксационная гимнастика (3, с.117) Темы для беседы: «Как я Темы для беседы: «Рас- Темы для беседы: «Скорая сплю», «Учусь сосредота- скажи, что ты ешь?», помощь при болезни», «Чточиваться», «Свежий воз- «Полезная пища», «Раз- бы не было насморка», дух» виваем свои возможно- «Средства от кашля», «Пости», могите сердцу» «Все успею сделать?» Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания. (3, с.130) III. 15 № п/п ц е л ь I. II. Март Комплекс № 7 Продолжать работу по развитию ловкости; способствовать выработке выносливости и силы во время выполнения упражнений; учить следить за дыханием. Апрель Май Комплекс № 8 Комплекс 9 Закреплять умение Продолжать развивать гибощущать свое тело во кость позвоночника и повремя движений, движность суставов; совернаправлять свои мысли шенствовать координацию на выполнение кон- движений рук и ног; закрепкретного движения; лять умение осознанно дыпродолжать учить пра- шать. вильно дышать. Игровая гимнастик, Гимнастика под приговорки (3, с. 42, 71) «Настройтесь на занятие». Разминка. Массаж. (3, с.82) Комплекс статических Комплекс статических Комплекс статических упражнений: упражнений: упражнений - Поза дерева - Поза дерева - Поза дерева (вариант 2) (вариант 2) (вариант 2) - Поза кривого дерева - Солнечная поза - Солнечная поза - Солнечная поза - Поза аиста - Поза аиста - Поза аиста - Поза цапли - Поза цапли - Поза орла - Поза лебедя - Поза лебедя - Поза героя - Балансная поза - Поза орла - Поза полулотоса - Поза полуверблюда - Поза героя - Поза лука - Поза ребенка - Поза полулотоса - Поза березки - Тронная поза - Поза лука - Поза плуга (3, с139) - Поза кузнечика (3, - Поза ребенка с139) - Тронная поза (3, с139) Суставная гимнастика (3, с.139) Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз. (2, с.242, 248) Релаксационная гимнастика. (3,с.117) Темы для беседы: Темы для беседы: Темы для беседы: «В свободную минуту – «Следуем заповедям «Скорая помощь при травтренируй тело, укрепляй здорового питания», мах», «Научился сам – научи дух», «Игра – это тоже тре- «Возможности моего другого!» нировка, но и отдых, разтела», «Гигиена моего рядка» тела». Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания. (3, с.130) III. Подготовительная группа (6-7 лет) № п/п ц е л ь Сентябрь комплекс №1 Совершенствовать двигательные умения и навыки детей; формировать правильную осанку; сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; учить детей чувствовать свое тело во время Октябрь комплекс №2 Закреплять умение выполнять упражнения на равновесие, гибкость, силу; умение следить за дыханием 16 Ноябрь комплекс №3 Способствовать выполнению упражнений легко, с равномерным дыханием; совершенствовать координацию движений; сосредоточиваться на выполнении конкретного движения; воспитывать привычку сохранять правильную осанку. I. II. III. № п/п ц е л ь I. II. движений; развивать умение быть организованными. Игровая гимнастик, Гимнастика под приговорки (3, с. 42, 71) «Настройтесь на занятие». Разминка. Массаж. (3, с.82) Комплекс статических Комплекс статических Комплекс статических упражнений: упражнений: упражнений: - Поза зародыша - Поза дерева - Поза дерева - Поза угла (вариант 1) (вариант 1) - Поза ребенка - Поза дерева - Поза кривого дерева - Поза кошки (доброй, (вариант 2) - Поза бегуна сердитой, ласковой) - Поза бриллианта (ва- Поза бриллианта (вариант - Поза бриллианта (варириант 1) 2) ант 1) - Поза льва - Поза скручивания - Поза горы (3, с139) - Божественная поза - Поза полукузнечика - Головоколенная поза - Поза полуберезки (3, с139) (3, с139) Суставная гимнастика (3, с.139) Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз. (2, с.242, 248) Релаксационная гимнастика. (3,с.117) Темы для бесед: «Погово- Темы для бесед: «Вита- Темы для бесед: «Полный рим о здоровом питании», мины, витамины», «Во- отдых – расслабление», «Азбука волшебных слов», да – сок жизни!», «Ги«Тренируем внимание», «Копилка мудрых совегиена без скуки», «Котов», пилка мудрых советов», «Я знаю волшебные слова» Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания. (3, с.130) Декабрь Январь Февраль комплекс № 4 комплекс № 5 комплекс № 6 Учить выполнять движе- Вырабатывать равновесие Продолжать развивать ния осознанно, ловко, координацию движений; гибкость позвоночника и красиво; учить сохранять закреплять навыки масса- подвижность суставов; заправильную осанку; раз- жа; развивать потребность креплять умение правильвивать волевые качества, в ежедневной двигатель- но дышать. выдержку, настойчивость ной деятельности. в достижении результатов. Игровая гимнастик, Гимнастика под приговорки (3, с. 42, 71) «Настройтесь на занятие». Разминка. Массаж. (3, с.82) Комплекс статических Комплекс статических Комплекс статических упражнений: упражнений: упражнений: - Урок в позе лотоса: -Поза дерева - Поза дерева удобная поза; (вариант 1) (вариант 1) поза полулотоса; - Поза дерева - Поза дерева поза лотоса. (вариант 2) (вариант 2) - Переменное дыхание, - Поза бегуна - Поза скручивания или раздельное продува- - Поза аиста - Поза березки ние (для детей старшей и - Поза бриллианта (в 3) - Поза мостика 17 подготовительной пы) (3, с139) III. № п/п ц е л ь I II груп- - Поза ребенка - Поза бумеранга - Поза перекрестка - Поза наклона вниз голо- Совершенная поза вой - Головоколенная поза (3, - Поза лотоса (3, с139) с139) Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) (3, с.139) для мышц живота для мышц спины для укрепления мышц ног для развития стоп на развитие плечевого пояса на равновесие Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз. (2, с.242, 248) Релаксационная гимнастика. (3,с.117) Темы для беседы: «Как я Темы для беседы: «Рас- Темы для беседы: «Скорая сплю», «Учусь сосредота- скажи, что ты ешь?», помощь при болезни», чиваться», «Свежий воз- «Полезная пища», «Разви- «Чтобы не было насмордух» ваем свои возможности», ка», «Средства от кашля», «Все успею сделать?» «Помогите сердцу» Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания (3, с.130) Март Апрель Май Комплекс № 7 Комплекс № 8 Комплекс 9 Продолжать работу по Учить детей ощущать свое Продолжать развивать развитию физических ка- тело во время движений, гибкость позвоночника и честв; способствовать вы- направлять свои мысли на подвижность суставов; работке выносливости и выполнение конкретного закреплять умение прасилы во время выполне- движения; продолжать вильно дышать. ния упражнений; особое учить правильно дышать. внимание обратить на правильное дыхание. Игровая гимнастик, Гимнастика под приговорки (3, с. 42, 71) «Настройтесь на занятие». Разминка. Массаж. (3, с.82) Комплекс статических Комплекс статических Комплекс статических упражнений: упражнений: упражнений - Поза дерева - Поза дерева - Поза дерева (вариант 2) (вариант 2) (вариант 2) - Поза кривого дерева - Солнечная поза - Солнечная поза - Солнечная поза - Поза аиста - Поза цапли - Поза аиста - Поза цапли - Поза лебедя - Поза орла - Поза лебедя - Поза орла - Поза героя - Балансная поза - Поза героя - Поза полулотоса - Поза полуверблюда - Поза полулотоса - Поза лука - Поза ребенка - Поза лука - Поза березки - Тронная поза - Поза ребенка - Поза плуга (3, с139) - Поза кузнечика (3, с139) - Тронная поза (3, с139) Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) для мышц живота для мышц спины для укрепления мышц ног 18 для развития стоп Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз. (2, с.242, 248) Релаксационная гимнастика. (3,с.117) Темы для беседы: Темы для беседы: Темы для беседы: «В свободную минуту – «Следуем заповедям здо- «Скорая помощь при тренируй тело, укрепляй рового питания», «Воз- травмах», «Научился сам дух», «Игра – это тоже можности моего тела», – научи другого!» тренировка, но и отдых, «Гигиена моего тела». разрядка» Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания (3, с.130) III 1.4. Планируемые результаты работы. • • • • Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 3-5 и 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития. Стабилизация эмоционального фона у детей. Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей. Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада. 2. Организационно-педагогические условия. 2.1. Условия реализации программы. Технические средства: акустическая система. Информационные средства: аудиозаписи, дидактический материал, подборка музыки сопровождения занятия Характеристика развивающей среды в зале для занятий: Оборудование Ноутбук HP Светильник бактерицидный акустическая система Обручи Индивидуальные коврики Мячи резиновые различного диаметра Гимнастические палки, мешочки с грузом Косички (короткие веревочки) Массажные валики, мячи Нестандартный инвентарь для проведения игр игра «Сыр» Веревочки длинные Информационное обеспечение 1. Дидактические игры, для разучивания асан. 2. Комплекс дыхательной гимнастики 3. Комплекс точечного массажа 4. Комплекс приговорок 19 Количество, шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 10 шт. 20 шт. 20 шт. 20 шт. 20 шт. 20 шт. 2шт. Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», или лицо, не имеющее соответствующего образования, но обладающее достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, представленное по рекомендации заведующего учреждения, в порядке исключения, на должность педагога дополнительного образования. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Итоговая диагностика сформированности физических качеств, осуществляется при помощи методики, разработанной Н. В. Полтавцевой, Н. А. Гордовой «Обследование уровня развития физических качеств». Методика включает пять тестов, каждый из которых направлен на выявление уровня сформированности того или иного физического качества. Методика позволяет оценить особенности крупной моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции, а также, сформированность двигательных навыков. Предусматривает определение силы мышц спины, рук и плечевого пояса, выносливости, гибкости. Если у детей незначительная или отсутствует положительная динамика, то руководитель вносит коррекцию в дальнейшее планирование, включая дополнительные коррекционные упражнения, занятия, игры. Оценивая результаты тестирования важно учитывать не соответствие результатов данным контрольных нормативов, а прирост показателей в сравнении с исходными, так как изначально дети имели низкие показатели физического развития. Осмотр перед началом занятий и по окончанию цикла обучения. Контрольное тестирование состояния мышечного корсета перед началом занятий и по окончанию цикла обучения. Методика обследования уровня развития физических качеств. (2, с.262) Сила мышц спины. Для определения необходимо лечь на край скамейки и удерживать на весу как можно дольше верхнюю часть тела. На опоре находится только нижняя часть тела (от пояса и ниже). Взрослый держит ребенка за ноги. Средняя норма для дошкольников 45 с. Выносливость мышц живота. «Ванька-встанька» И.п.: сидя на полу с согнутыми ногами, колени на ширине плеч, руки скрещены на груди. Взрослый прижимает ступни ребенка к полу. Воспитанник в быстром темпе ложится и садится до касания плечами колен. Оценивается количество повторений за 30с. Критерии тестирования силы мышц живота. возраст удовлеторительно хорошо отлично плохо удовлеторительно хорошо отлично девочки плохо мальчики 5-6 6-7 <8 <11 9-12 12-14 13-15 15-17 16< 18< <9 <12 10-13 13-15 14-16 16-18 17< 19< 20 Сила мышц рук и плечевого пояса. Оценивается время в положении вис на согнутых в локтях руках на перекладине. Руки согнуты, локти опущены, прижаты к туловищу, подбородок над перекладиной. Критерии тестирования силы мышц рук и плечевого пояса. удовлеторительно хорошо отлично плохо удовлеторительно хорошо отлично 5-6 6-7 девочки плохо возраст мальчики <3,9с <3,9 с. 4-10,9 4-12,9 11-17 13-20 17< 20< <2,9 <4,9 3-10,9 5-10,9 11-18 11-17 <18 <17 Гибкость. Для определения гибкости позвоночника выполняется упражнение. Сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик, ноги не сгибать. Оценивается расстояние в см от линии пяток до грани отодвинутого кубика. Средние показатели гибкости при выполнении задания «Отодвинь кубик дальше». удовлеторительно хорошо отлично плохо удовлеторительно хорошо отлично 5-6 6-7 девочки плохо возраст мальчики <0см <2см 1-4 3-6 5-8 7-9 9< 10< <1 <0 2-7 1-5 8-12 6-11 13< 12< Гибкость в плечевом суставе можно определить по выполнению следующего задания: поднять одну руку вверх, согнуть ее в локте и отвести назад, а другую руку отвести назад снизу, сцепить руки сзади за спиной. Руки поменять и сделать то же самое, если это сделать не удается, то подвижность в суставе ограниченная. Оценка функции равновесия проводится при выполнении упражнения: встать на одну ногу, другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена в сторону под углом 90. Норма 10 с., после 30секундного перерыва на другую ногу. Шкала оценок темпов прироста физических качеств дошкольного возраста. темпы прироста до 8% оценка неуд. 8-10% уд. за счет чего достигнут прирост естественный рост естественный рост и естественная двигательная активность 21 10-15% хорошо свыше 15% отлично естественный рост и целенаправленная система физического воспитания эффективное использование естественных сил природы и физических упражнений 22 3. Список литературы 1. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструкторов и воспитателей, работающих с детьми 3-4 года. Москва. – «Просвещение», 2007 2. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструкторов и воспитателей, работающих с детьми седьмого года. Москва. – «Просвещение», 2006. 3. Иванова Т.А. Йога для детей. Парциальная программа для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 4. Щетинин М.И. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. методическое пособие. Москва. АЙРИС ПРЕСС, 2008. 5. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников. Москва. ТЦ СФЕРА. 2007. 23