ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 385 МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 385 620103, г. Екатеринбург, ул. Газетная, 48, тел.: +7 (343) 295-83-32; эл. адрес: mdou385@eduekb.ru, сайт: http//385.tvoysadik.ru ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ детского сада № 385 Протокол № 1 от 31.08.2023г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детского сада № 385 ___________ О.Е. Исакова Приказ № 87-доп. от 01.09.2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» Направленность: социально-гуманитарная. Возраст участников: от 4 до 7 (8) лет. Срок реализации - 2 года. Автор-составитель: Чизмеджян Ани Меружановна Педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023г. Содержание I. Целевой раздел ...........................................................................................................................3 1.1. Пояснительная записка ..........................................................................................................3 1.2. Цель и задачи программы ......................................................................................................4 1.3. Принципы реализации Программы ......................................................................................5 1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики ..............................6 1.5. Планируемые результаты освоения Программы .................................................................7 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ..............................................................................................8 2.1. Содержание деятельности по реализации Программы .......................................................8 2.2. Технологии, используемые на занятиях английским языком ..........................................10 2.2. Планирование образовательной деятельности ..................................................................10 2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников................................................16 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. ......................................................................................17 3.1. Организационно- педагогические условия реализации Программы ...............................17 3.2. Материально-техническое обеспечение Программы ........................................................17 Список литературы ......................................................................................................................18 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка В жизни современного общества иностранный язык занял важное место. Владение английским языком, как международным, становится необходимостью в жизни, работе, отдыхе, путешествиях. Дети хотят общаться с иностранными сверстниками, пользоваться Интернетом, получать больше информации, комфортно чувствовать себя в любой стране. Начать заниматься этим увлекательным делом целесообразно с дошкольного возраста, который особенно благоприятен для усвоения иностранного языка. Именно в этот период восприимчивость к запоминанию и имитации у детей наиболее высокая, их мозг способен вмещать массу информации и свободно ее усваивать. Для многих учащихся привлекательными являются не только нетрадиционный процесс изучения английского языка, а также познавательный интерес, стремление к общению и новому типу отношений. Данная педагогическая область остается инновационной и достаточно актуальной сферой деятельности для педагогов, поскольку с одной стороны имеется востребованность изучения английского языка в дошкольном возрасте и, с другой стороны, отсутствует четкая единая образовательная программа по обучению английскому языку в учреждениях дополнительного образования. Возникшая проблема стала отправной точкой для создания программы «Английский для малышей». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Английский для малышей» относится к социально-гуманитарной направленности и предназначена для обучения английскому языку детей дошкольного возраста 4-7 лет. Уровень программы – стартовый. Данная программа направлена на языковое и общее развитие дошкольника, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе, на создание базы для дальнейшего успешного изучения иностранного языка в начальной школе. Программа разработана в соответствии с: Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196, приказ о внесении изменений в Порядок от 30.09.2020 г. № 533); Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242); Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28); Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования детей Свердловской области (Приказ № 136-д от 26.02.2021 г. о проведении сертификации ДООП для включения в систему ПФДО); Уставом МБДОУ детского сада № 385. Данная программа разработана на основе авторского взгляда на проблему обучения детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования. Отобраны темы, слова, игры, которые наиболее интересны для детей. Учтены рекомендации таких авторов программ для детей как И.А. Шишкова и М. Е. Вербовская, Т.В. Крижановская, Е.В. Бедич, Д. Дули. Актуальность. В связи с возрастающей учебной нагрузкой в начальной школе, с одной стороны, и заинтересованностью родителей в изучении их детьми английского языка с другой, исходя из заботы о здоровье ребенка, появилась необходимость в создании программы обучения английскому языку в раннем возрасте, которая позволит развить и сохранить интерес и мотивацию к изучению иностранных языков. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе. Отличительной особенностью данной программы является то, что она ориентирована на ребенка со средними способностями, который занимается вечером. Программа не усложняется трудным материалом, является почти развлекательной. Дети могут заниматься по данной программе начиная с 4 лет. Обучение проходит с использованием учебно-методических комплексов: учебник И.А. Шишковой, М.Е. Вербовской «Английский для малышей» + аудиодиск к учебнику, учебники Т.В. Крижановской «Английский язык. Для детей 4-5 лет», «Английский язык. Для детей 5-6 лет», «Английский язык. Для детей 6-7 лет». 1.2. Цель и задачи программы Цель данной программы - содействовать формированию и развитию общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей детей, создать условия для нравственного развития личности ребенка в процессе обучения английскому языку на основе приоритетного применения игровых методов, приемов и форм, развивать коммуникативную компетенцию в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Это определяет целый комплекс воспитательных, развивающих и образовательных задач, которые должны быть реализованы в обучении. Задачам воспитания и развития детей подчинены все компоненты учебного процесса. Основой для достижения воспитательных, развивающих и образовательных задач является практическое овладение иностранным языком. Воспитательные задачи: воспитать у детей интерес к изучению иностранного языка, формировать навыки учебной деятельности, умения коллективно решать поставленные задачи. Обучение иностранному языку вносит вклад в общее гуманитарное развитие личности: воспитывает в духе мира, доброжелательного отношения к другим народам и странам. Развивающие задачи: развивать у детей мышление, эмоции, воображение, память и формировать осознанное отношение как к родному, так и к иностранному языку. У детей формируется коммуникативность, как свойство личности, произвольность внимания и запоминания, лингвистическая наблюдательность, самостоятельность, планирование речи, самоконтроль. Образовательные задачи: формировать навыки самостоятельного решения коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики, предложенной программой, и в приобретении элементарных страноведческих знаний о странах изучаемого языка. В процессе изучения языка у ребенка закладывается основа для всестороннего развития коммуникативной компетенции, которая формируется во всех видах речевой деятельности-аудировании, говорении, чтении, письме. На ранней стадии изучения иностранного языка она включает в себя следующие коммуникативные умения и навыки: развитие намеренного запоминания, а именно: воспроизведение слов и простейших речевых моделей, заучивание наизусть рифмовок, односложные ответы на вопросы; навык внимательного слушания собеседника и адекватная реакция на его вопросы; умение выразить свою точку зрения в пределах изученных слов и выражений; осознанное восприятие устных высказываний преподавателя, партнера по диалогу; умение повторить слова и выражения за аудиозаписью; употребление соответствующего количества грамматических структур, овладение правильным произношением и накопление определенного лексического запаса 1.3. Принципы реализации Программы Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для детей, посещающих занятия, предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование этапов образовательной деятельности. Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы: принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; принцип постепенности подачи учебного материала. Формы обучения: Основной формой является комбинированное занятие, которое может включать в себя: организационный момент; разминку; работу над произношением; упражнения на повторение, закрепление предыдущего материала; введение нового материала; тренировочные упражнения; подведение итогов. На каждом этапе предполагается широкое использование игр, методов и приемов. Кроме этого занятия могут проходить в форме игры, соревнования, открытого занятия, концерта. Особенностью методики является разнообразие активных видов детской деятельности, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость. Большое место отводится игре с элементами двигательной активности: веселая зарядка, песенки с движениями, упражнения на поддержание осанки. Также могут быть использованы следующие формы: учебно-тренировочные занятия, беседы, концерты, конкурсы, праздники, игровые программы, дни коллективного отдыха. Форма организации деятельности: групповая 1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Дети дошкольного возраста воспринимают иностранный язык как новое открытие. Они только начинают познавать окружающий мир, и грамотное – психологически, педагогически – знакомство с иностранным языком позволит достичь удивительных результатов: иностранный язык станет почти родным для малыша, органично войдя в его систему знаний о мире. Большинство исследователей сходится во мнении, что лучше всего изучать иностранный язык в 4-7 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Дети 4-7 лет отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов языка». В этом возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. Мнемическая деятельность детей данного возраста ещё несовершенна. У них преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Старшие дошкольники проявляют интерес к разным способам выражения мысли, к языку как способу общения, к специфичным для данного языка словам, к письменности. В языке дети интересуются семантикой (смысловой стороной речи), значениями слов, могут давать их толкование. Уникальная предрасположенность к речи (зоной наибольшего благоприятствования в овладении иностранным языком является возрастной период от 4 до 7 лет), пластичность природного механизма усвоения речи, а также определенная независимость этого механизма от действия наследственных факторов, связанных по принадлежности к той или иной национальности, – все это дает ребенку возможность при соответствующих условиях успешно овладеть иностранным языком. Что же касается коммуникабельности и наличия положительной установки, то дети пяти-шести лет в большинстве своем достаточно коммуникабельны и лишены тех многочисленных комплексов и зажимов, которые становятся психологическим барьером для многих взрослых в овладении иностранным языком как средством общения; они любознательны, и стремятся к активному познанию мира; причем именно в этом возрасте процесс непосредственного чувственного познания дополняется словесным. Обучение детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) имеет свои особенности. Начиная работу с детьми, педагогу очень важно знать, что уровень развития детей еще недостаточен для самостоятельного решения ими многих задач, возникающих в процессе их деятельности (игровой, продуктивной, речевой и др.). Самостоятельность формируется у ребенка постепенно под руководством взрослого. Дети пяти-шести лет обладают хорошим речевым слухом и цепкой языковой памятью. У них также сильно развито эмоционально-образное восприятие языка. Форма слова, его звуковая оболочка, складность и ритмичность речи, красота и выразительность звука для детей этого возраста важнее лексического значения и грамматической стройности. Слова привлекают их, прежде всего, своим звучанием. Дети пяти-шести лет особенно чувствительны к фоносемантическим закономерностям. Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей (особенно дошкольного возраста) отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала; наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др. Кроме того, игра, являясь главным видом деятельности дошкольника, позволяет сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы. Важными неспецифическими свойствами личности, которые необходимы для успешного овладения иностранным языком, являются наличие положительной установки, интерес к жизни и культуре разных стран, как проявление вообще активного интереса к миру, а также коммуникабельность личности, то есть желание и умение вступать в общение с другими людьми и способность легко адаптироваться к различным ситуациям общения. 1.5. Планируемые результаты освоения Программы Ребенок должен в процессе обучения овладеть английским языком как средством общения в пределах изученного материала, научиться им пользоваться в устной форме. Это включает в себя понимание звучащей речи на слух – аудирование и выражение своих мыслей на иностранном языке – говорение. В конце первого года обучения: В области аудирования дети должны: различать звуки, ударение; понимать элементарные высказывания на слух в медленном темпе, указания педагога, связанные с ведением урока, небольшие стихи и песни в звукозаписи. В области говорения учащиеся должны: правильно произносить звуки, слова, словосочетания и предложения, имитировать интонацию, логическое ударение; уметь реагировать на вопрос собеседника - диалогическая речь, делать несложные высказывания – монологическая речь. В конце второго года обучения: В области аудирования дети должны: различать звуки слышать долготу и краткость ритм, ударение; понимать элементарные высказывания на слух в естественном темпе, указания педагога, связанные с ведением урока, небольшие стихи и песни в звукозаписи. В области говорения дети должны: правильно произносить звуки, слова, словосочетания и предложения, имитировать интонацию, логическое ударение; уметь сочетать данное слово с уже известными словами, делать короткие высказывания; уметь реагировать на вопрос собеседника - диалогическая речь, делать несложные высказывания – монологическая речь. Личностными результатами изучения английского языка являются: общее представление о мире, как о многокультурном обществе; осознание иностранного языка как средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников. Метапредментыми результатами изучения английского языка являются: развитие умений взаимодействовать с окружающими; расширение общего кругозора дошкольника; формирование мотивации к изучению иностранного языка. На данном первичном этапе обучения у детей развиваются умения и навыки, связанные в основном с организацией учебной деятельности: выполнять требования и указания педагога; работать в разных режимах (индивидуально, в парах, в группе); контролировать и оценивать свои действия и действия своих товарищей; соблюдать культуру общения; играть с соблюдением правил. При обучении английскому языку важная роль отводится контролю как средству, позволяющему судить о достижении промежуточных и конечных целей обучения. Поскольку речевая компетенция имеет несколько уровней организации, то и объекты контроля так же должны быть разноуровневыми. В их качестве должны выступать как речевые умения (аудирование, говорение, чтение, письмо), так и лежащие в их основе речевые навыки (произносительные, лексические и грамматические), а также технические навыки чтения и письма. В ходе образовательного процесса осуществляется мониторинг не только учебных, но и воспитательных результатов. Основным является метод наблюдения и беседа с родителями. По итогам результатов должны проводиться объяснения, комментарии, индивидуальная и групповая работа по коррекции ошибок. Способы педагогического мониторинга: Контрольные задания, отметка, шкала оценивания результатов, беседа с родителями, беседа с детьми. Формы подведения итогов работы по теме могут быть разные: открытое занятие, игра, постановка сказки, концерт. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание деятельности по реализации Программы Содержание курса включает в себя ситуации на английском языке, языковой материал, речевые умения. Курс основан на деятельном подходе. Ребенок вовлекается в участие в последовательно усложняющихся типах деятельности: предметноманипулятивной, игровой, познавательной – и решает различные коммуникативные задачи на английском языке, получая навыки поведения при знакомстве, проведении игр, обсуждении личных интересов. В области аудирования - понимание устных высказываний партнеров по общению; В области говорения - приобретение навыков ведения диалогов на элементарном уровне в рамках предложенных тем. Основные методы и приемы. Выбор методов обучения зависит от возраста детей и ориентирован на активизацию и развитие определенных психомыслительных и познавательных процессов. Объяснительно-иллюстративный метод способствует информационной базы для формирования умений и навыков. созданию прочной Репродуктивный метод применяется на всех годах обучения. Учащиеся воспроизводят информацию и выполняют тренировочные упражнения Эвристические и исследовательские методы предполагают более активную познавательную деятельность детей. Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить ее самостоятельно. Методы: репродуктивный педагог показывает - учащиеся повторяют, словесный. Использование игр на занятиях по обучению английскому языку Использование игры является одним из самых важных методов обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступать, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. В играх на уроке английского языка таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие, В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую употреблять слова чужого языка. Использование языковых игр обеспечивает возможность привести методику обучения языку в соответствие с психологическими особенностями учащихся и сделать занятие более эффективными и увлекательными. Используемые на занятиях игры очень разнообразны: подвижные игры (зарядка, игра «Превращение в животных», игры на внимание), стихи и песни, сопровождаемые движениями; игры с мячом (вопрос-ответ, перевод слов и предложений); настольные игры (лото, домино, карты, карточки); сюжетно- ролевые игры, инсценировки; игры со сказочными персонажами; музыкальные игры; викторины, кроссворды, чайнворды. Эффективности обучения способствует широкое использование и заучивание детских песен, стихов и рифмовок. Они проговариваются в разном темпе, с разной громкостью, с разной интонацией, сопровождаются жестами, мимикой, движениями, что вызывает положительные эмоции у детей. Таким образом, использование различных игр, разгадывание загадок, инсценировка стихов и сказок, большое количество наглядного материала, игрушек, музыки, движения, фантазии обеспечивает постоянный интерес детей и внутреннюю мотивацию деятельности. Основной двигатель изучения языка для детей – радость познания, положительные эмоции. Важную роль в этом играет стиль поведения педагога. Улыбка, ласковый взгляд, доброе отношение к детям имеют здесь большое значение. Вера в способности ребенка, радость за его успехи, отсутствие отрицательных оценок – главное педагогическое средство при обучении детей дошкольного возраста. 2.2. Технологии, используемые на занятиях английским языком Здоровье подрастающего поколения - это, прежде всего, процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса по данной программе. На занятии английским языком необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка. Здоровьесберегающие технологии, используемые на занятиях: 1. Положительный эмоциональный настрой (снимает страх, создает ситуацию успеха); 2. Пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи); 3. Дыхательная гимнастика (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей); 4. Артикуляционно–мимическая гимнастика (помогает выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата); 5. Гимнастика для глаз (способствует развитию зрительной памяти); 6. Гимнастика для слуха (способствует развитию фонематического слуха); 7. Физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики); 8. Частая смена видов деятельности (разнообразие заданий: слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, рисую и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости); 9. Игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у дошкольников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать); 10. ИКТ или принцип фасциации, в том числе и мультимедийные презентации (предполагает воздействие на все каналы, усиливается познавательная мотивация, увеличивается, облегчается овладение материалом); 11. Музыкальное сопровождение (тренирует голосовой и дыхательный аппараты, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость). 2.2. Планирование образовательной деятельности Учебно – тематический план 1 год обучения Тема Игрушки. Общее Часов на Часов на кол-во лексический грамматический часов материал материал 10 6 2 Часов на страноведческий материал 2 Цвет. Действия. Животные. Семья. Посуда. Повторение. Тема Школа. Времена года Внешность. Новый год. Пища. Мебель. Повторение. 10 10 10 10 10 12 6 6 6 6 6 6 2 2 2 2 2 4 Всего: 72 часа 2 2 2 2 2 2 Учебно – тематический план 2 год обучения Часов на Часов на Часов на Общее коллексический грамматический страноведческий во часов материал материал материал 10 6 2 2 10 10 10 10 10 12 6 6 6 6 6 6 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 Всего: 72 часа Содержание дополнительной образовательной программы 1 год обучения 1. «Игрушки». Знакомство педагога с детьми и детей друг с другом, правила поведения, инструктаж по технике безопасности. Беседа об английском языке, важности его изучения. Речевой этикет: приветствие, знакомство, прощание. Названия игрушек. Свое отношение к ним. Персонажи мультфильмов разных стран. Речевые образцы: What’s this? This is a car. Is this a car? Yes, it is. No, it isn`t. I like… What is your name? My name is… Грамматика. Множественное число существительных. Произношение звуков: [t], [d], [r], [ð], [æ]. Рифмованный материал: «What’s your name?», «Good morning». 2. «Цвет». Названия цветов, цвета знакомых предметов, цветные игрушки. Речевые образцы: What colour is the dog? The dog is white. Is the star red? Грамматика: Употребление прилагательных с существительными. Понятие определенного артикля the. Произношение звуков: [w], [k], [r], [ α:], [ð] Рифмованный материал: «A frog is green». 3. «Действия». Названия действий. Выполнение команд. Высказывания о животных. Речевые образцы: Let’s run ! Fly! I can swim. I jump. A bird can fly. Грамматика. Употребление глагола can, повелительное наклонение глагола. Произношение звуков: [f], [w], [αı], [ә:], [ʤ] Рифмованный материал: «Why do you cry, Willy?» 4. «Животные». Названия животных, их умения. Выражение своего отношения к ним. Загадки о животных. Речевые образцы: What do you see? I see a fox. I have a cat. I like a frog. It is green. It can jump. Грамматический материал: употребление местоимения it при описании животного, исключения множественного числа имен существительных a mouse-mice. Произношение звуков: [h], [ŋ], [m], [n], [ı:] Рифмованный материал: «Довелось однажды мне…» «Хоть ты в Африке и не был…» «В зоопарке рассмешить…» 5. «Семья». Состав семьи. Имена членов семьи. Семья сказочного героя. Речевые образцы: I have a mother. I have no brother. Yes, I have. No, I have not. Грамматический материал: союз and Рифмованный материал: «I have a father…» Произношение звуков: [θ], [h], [æ], [ð], [ә]. 6. «Посуда». Название посуды. Правила сервировки стола. Поведение за столом. Речевые образцы: Putaplate! Give me a knife, please! Happy birthday to you! Грамматический материал: повелительное наклонение глагола. Рифмованный материал: «Help your mother lay the table…» Произношение звуков: [j], [u:], [v], [r], [s], [t]. 7. «Повторение» Повторение лексики по всем темам. Описание сказочных животных с указанием их названия, цвета, размера, умений, описание их семьи. Повторение всех стихов и песен. Содержание дополнительной образовательной программы 2 год обучения 1. «Школа» Название школьных принадлежностей. Сбор Незнайки в школу. Речевой этикет в школе. Речевые образцы: Ineed … Грамматический материал: Указательные местоимения this, that Произношение звуков: [w], [ð], [n], [u:], [r]. Рифмованный материал: «What is this? It’s a schoolbag.» 2. «Времена года» Названия времен года. Их описание. Выражение своего отношения к природе. Повторение слов по теме «Цвет». Преобладающие цвета в каждое время года. Речевыеобразцы: What season is it? It is summer. Spring is green. It is cold (hot, cool). Грамматический материал: употребление предлога in - in summer, нулевой артикль в названии времен года. Произношение звуков: [ŋ], [ı:], [s], [z], [m]. Рифмованный материал «Spring is green». 3. «Внешность». Название частей тела человека. Забота о своем здоровье. Речевые образцы: I wash my face. Draw a big face! Грамматический материал: foot- feet «мн.ч.» Произношение звуков: [∫], [u:], [ı:], [h]. [αu] ,[εә ] Рифмованный материал: «Hands up, hands down…» 4. «Новый год и Рождество». Особенности празднования в России и англоязычных странах. Обычаи и традиции. Речевые образцы: Happy NewYear! Father Frost A New Year Tree. Рифмованный материал: «Father Frost…» Произношение звуков: [f], [dʒ], [æ], [e], [ð], [j]. 5. «Пища». Название различных видов пищевых продуктов и напитков. Выражение своего отношения к ним. Пищевые пристрастия животных. Речевыеобразцы: I like to eat… I like to drink… Cats like milk. A dog likes meat. Грамматический материал: Present Simple – окончание глаголов в 3 лице ед. ч.: like – likes, исчисляемые и неисчисляемые существительные. Рифмованный материал: «One potato, two potatoes…» Произношение звуков: [α:]. [e], [aı ], [ә: ] ,[ k ] 6. «Мебель». Название предметов домашнего обихода. Знакомство с квартирой сказочного героя. Речевые образцы: Is it a table? Yes, it is. No, it isn`t. There is a table in my room. The ball is on the sofa. Грамматический материал: предлоги «on», «in», «under». Рифмованный материал: «Tables and chairs…» Произношение звуков: [w], [eı], [ә:], [z], [ð], [α:], [l] 7. «Повторение» Повторение лексики по всем темам. Описание сказочных животных с указанием их названия, цвета, размера, умений, вкусовых предпочтений, описание их семьи и мебели в домике. Повторение всех стихов и песен. Методическое обеспечение программы 1 год обучения Назван № ие темы Форма занятия 1 Игруш ки Вводное комбинированн ое занятие. Занятие-игра. 2 Цвет. Занятие. 3 Действ ия Занятиесоревнование Приемы и методы организации учебновоспитательного процесса Техническое Форма оснащение, подведения дидактический итогов материал. Инструкция, игрушки: Инструктаж. Рассказ Винни-Пух, педагога. Показ, Микки- Маус, разучивание наизусть, кенгуру, кот, игры: собака, дом, Опрос. «Превращение», машина, заяц, Наблюде «Что исчезло», медведь, поезд, ние. «Что загадано», вертолет, мяч, «Хлопни, если…», звезда. Ноутбук, «Покажи картинку». видеозапись песни “Hello, hello” Картинки с изображением собачек, домиков, мышек Показ, фантазировани разного цвета. е, видео-метод, игры: Раздаточный Опрос. «Какой краски не материал Проверка хватило», «Хлопни, цветикизнаний по если неверно», семицветики, но цветику«Какую звезду утбук, семицветик закрыла тучка», мультфильм «П у. «Угадай любимый одарок ежика», цвет». видеозапись песни “The Balloon Balloon Song” Игрушки, Показ, составление изображающие предложений по животных (рыба, Практическ схеме, подвижная птица, собака, ое игра «Тренер», заяц). Схема выполнени «Команда с предложения, е действий условием», ноутбук, в форме подвижная игра аудиозаписи, игры. «Звери в цирке» видеозапись песни “I can run” 4 5 6 7 Занятие-игра Показ, демонстрация, беседа, игры: «Что пропало», «Снежный ком», подвижная игра «Подражание повадкам животных», «Цирк» Занятиефантазирование Показ, рассказ с элементами иллюстрации, игры: «Лишнее слово», «Хлопни если», песенка-танец «I have a father», «Неудачное фото» Посуда Занятиепрактическая работа. Практическое упражнение, демонстрация, игры: «Накрой на стол», «Хочу-не хочу», « Что пропало». Повтор ение Занятиезакрепление знаний, умений и навыков. Рассказ с элементами иллюстрации, беседа, показ, игры. Трансформация стихотворения. Живот ные Семья Картинки и игрушки, изображающие животных, ноутбук, аудиозаписи, видеозапись песни “Teddy Bear” Картинки с изображением членов семьи, игрушки- зайцы (семья), ноутбук, аудиозаписи, видео песни “The Finger Family” Набор игрушечной посуды, рисунки, ноутбук, аудиозаписи стихотворения “Help your mother” Плакаты, картинки, игрушки, ноутбук, аудиозаписи всех предшествующи х песен и стихов. Опрос. Опрос. Конкурс рисунков с коментиро ванием Практическ ая работа сервировка стола Опрос. Итоговый концерт. Методическое обеспечение программы 2 год обучения Название № темы 1 Школа Форма занятия Занятие Приемы и методы организации учебновоспитательного процесса Объяснение с элементами иллюстрации. Сюж етно-ролевая игра «Школа», «Сбор Незнайки в школу», Техническое оснащение, дидактический мате риал. Плакат с изображением школьных принадлежностей. Предметы школьного обихода. Форма подведения итогов Опрос, игра. 2 3 4 5 6 7 Время года Внешнос ть Новый год Посуда Открытое занятие Занятиесказка «Подними руку, если услышишь слово по теме», «Лишнее слово», игра с мячом на перевод. Рассказ, беседа, показ, демонстрация, игры: «Лишнее слово», игра с мячом, «Хлопни, если неправильно». Показ, рассказ с элементами иллюстрации, игры: «Цифра-слово», «Нарисуй лицо», «Угадай, кого описали». Занятиепраздник Показ, разучивание наизусть, музыкальная игра «Как тебя зовут». Занятиепрактичес кая работа Практическое упражнение, демонстрация, игры: «Накрой на стол», «Хочу-не хочу», « Что пропало». Мебель Занятиеигра Повторен ие Занятиезакреплен ие знаний, умений, и навыков. Показ, аудирование, игры: «Прятки на картинке», «Снежный ком», игра с мячом, «Лишнее слово», «Хлопни если не верно». Рассказ с элементами иллюстрации, беседа, показ, игры. Трансформация стихотворения. Ноутбук и аудиозапись, видео – мультфильм “Gogo loves English”(14 серия “Have you got a ruler?” Картинки с изображением разных времен года. Ноутбук и аудиозапись песни “Spring is green” Опрос. Плакат с изображением лица. Ноутбук, видеозапись песни “Head Shoulders Knees and Toes” Опрос. Рисование л ица по описанию. Новогодняя елка, дед мороз, ноутбук, аудиозаписи, видеозапись песни “Happy New Year” Набор игрушечной посуды, рисунки, ноутбук, аудиозаписи, мультфильм “Gogo loves English”(4 серия “What’s this?” Мебель для куклы, плакаты «Дом» и «Квартира». Ноутбук и аудиозапись, мультфильм “Fairyland” “My home” Плакаты, картинки, игрушки Ноутбук и аудиозапись. Все предыдущие песни и мультфильмы Опрос, выступление перед родителями. Практическа я работасервировка стола. Опрос. Опрос. Итоговый концерт. 2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. Взаимодействие с семьями воспитанниками строится на основе сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей. Основные формы работы с родителями: беседа; анкетирование; родительские собрания; организация информационного пространства (уголок для родителей); фото и видеозапись непосредственно образовательной деятельности; открытые занятия. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 3.1. Организационно- педагогические условия реализации Программы В целях рациональной организации образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе в Детском саду № 385 и регулирования образовательной нагрузки в течение учебного года разработано расписание занятий. Занятие — основная форма организации образовательного процесса. На занятиях по хореографии воспитанники под руководством педагога последовательно, соответственно программе, приобретают теоретические знания и практические навыки, а также усваивают элементы базовой культуры личности. На занятиях применяются игровые технологии. Формы работы: групповая, подгрупповая (10-12 человек) совместная образовательная деятельность; индивидуальная самостоятельная образовательная деятельность. Данная программа рассчитана на 2 года обучения (144 часа), реализуется в течение 24 учебных недель. 72 академических часа за учебный год. Программа является подготовительной для овладения английским языком в дошкольном периоде. Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 20 минут для детей 4-5 лет, для детей 6-7 лет 30 минут. Возраст обучающихся – 4-7 лет. Кадровое обеспечение. Педагогические работники, реализующие данную Программу должны иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, имеющие практические навыки в сфере организации деятельности детей, без предъявления требований к стажу работы. 3.2. Материально-техническое обеспечение Программы комплект столов и стульев для дошкольников; доска магнитно-маркерная; стол для педагога; ноутбук; мяч; объемные игрушки; цветные карандаши. Список литературы Используемая педагогом литература 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» , Директор школы. – 2004. - №10, № 9. 2. Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года, Внешкольник. – 2004. - №12. 3. Амамджян Ш.Г. Играя учись! - М.: Просвещение, 1978. 4. Биболетова М.З., Денисенко О.А. Книга для учителя к учебнику английского языка для нач. шк.- Обнинск: Титул, 1998. 5. Доля Г. Веселый английский. Часть 1.- Дубна: Издательство «Миг», 1991. 6. Коновалова Т. В. Веселые стихи для запоминания английских слов.- Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2006. 7. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет.- Ярославль: Академия развития, 2000. 8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.- М.: УРАО, 1999. 9. Лосева С.В. Английский в рифмах. – М.: Просвещение, 1993. 10. Ляховицкий М.В. Методика преподавания английского языка. – М.: Высшая школа, 1985. 11. Негневицкая Е.И. Обучение английскому языку детей 6 лет. - М.: Творческая педагогика, 1991. 12. Островский Б.С. Английский язык на факультативных занятиях в средней школе. – М.: Просвещение, 1980. 13. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М.: Просвещение, 1981. 14. Фрибус Л. Г., Дольникова Р. А. Как детишек нам учить по английски говорить. – Санкт Петербург: Каро, 2008. 15. Шишкова И. А., Вербовская М. Е. УМК «Английский для самых маленьких». М., 2007. 16. Юдакова Г.П. О некоторых особенностях работы с детьми шестилетнего возраста. – Журнал ИЯШ № 3, 1993. – с. 38 Литература, рекомендуемая для родителей и детей 1. Архангельская Т.Р., Баркова Л.А. Занимательный английский для малышей, - М.: Книга, лтд, 1993 2. Грызулина Н.Б., Бузина Ю. Н., Туголукова Г. И. Я играю и учу английский. - М.: Физматлит, 1993 3. Ильчининова О.И. Английский для маленьких девочек и мальчиков. - Ташкент: Навруз,1994 4. Лосева С.В. Английский в рифмах. - М.: АО Буклет,1993 5. Люцис К. Английский язык в картинках.- М.: Русское энциклопедическое товарищество,2003 6. Матюгин И.Ю. Как запоминать английские слова.- М.: РИПОЛ классик, 2003 7. Наумова Н. А. Песни для детей на английском языке. – М.: Айрис- пресс, 2008. 8. Никитенко З. Н., Негнивицкая Е. Н. Начинаем изучать английский язык: Учеб.пособие для дошк. и мл. шк.- М.: Просвещение, 2002.