Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Говорим правильно

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 385
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 385
620103, г. Екатеринбург, ул. Газетная, 48, тел.: (343) 295-83-32; эл. адрес: mdou385@eduekb.ru,
сайт: http//385.tvoysadik.ru

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ детского сада № 385
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МБДОУ детского сада № 385
___________ О.Е. Исаковой
Приказ № 97-доп. От 30.08.2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА «ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО»
Направленность: социально-гуманитарная.
Возраст воспитанников: от 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Чесная Елена Олеговна
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

Содержание программы:

1. Основные характеристики общеразвивающей программы. ..................................................3
1.1. Пояснительная записка. .........................................................................................................3
1.2. Цели и задачи программы ......................................................................................................7
1.3. Содержание общеразвивающей программы. .......................................................................8
1.4. Планируемые результаты работы. ......................................................................................17
2. Организационно-педагогические условия. ...........................................................................18
2.1. Условия реализации программы. ........................................................................................18
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. ....................................................18
3. Список литературы ..................................................................................................................19

2

1. Основные характеристики общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические
характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди
которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая
функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает
устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве
важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие
целевые ориентиры:
 активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх;
 способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
 может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
 проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких
предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему?
зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей;
 обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и
культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть
достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и
коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности,
которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко
проявляется к пятилетнему возрасту.
В настоящее время в нашем ДОУ реализуется образовательная программа в основе
которой лежит примерная образовательной программы «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В связи с нарастающей
тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи
различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР,
ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОУ шаговой доступности с одной
стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного
образования предусматривающих возможность организации и создания специальных
условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть
необходимость в функционировании для таких детей дополнительной платной услуги
«Говорим правильно» в ДОУ.
Программа по формированию правильного звукопроизношения для детей старшего
дошкольного возраста является основным документом для оказания платных услуг
(занятий с логопедом) в дошкольном образовательном учреждении. Содержание рабочей
программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам
дошкольного образования.
Актуальность
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для
формирования полноценной личности ребенка и его дальнейшего успешного обучения в
школе. Согласно статистике, количество речевых нарушений имеет тенденцию к
увеличению, поэтому работе по коррекции речи уделяется большее внимание.
3

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно
формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться
управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью
окружающих. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не
выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Внятность и правильность произношения звуков речи зависят от многих факторов
и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как
действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов
артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие
дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в
речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к
замене сложных звуков более простыми по артикуляции.
Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является
незрелость или несформированность фонематических процессов. Затруднения в
выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются при замене
одного звука другим, близким по акустическим признакам, и в смешении звуков.
Для развития и формирования речи детей наиболее благоприятным периодом
является дошкольный возраст. Речевые недостатки в этом периоде легче и быстрее
преодолеваются. Создаются благоприятные условия для полноценного речевого и
психического развития подрастающего человека.
Логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения,
способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе.
Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые
позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Важное
место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков
правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.
Программа
разработана
в
соответствии
с
требованиями
основных нормативных документов:
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. №196;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №39-3242 «О направлении
информации»;
 Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. 1155 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
4






дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
30384);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 30038);
Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования
от 28 февраля 2014 года 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
Устав МБДОУ детского сада № 385.

Адресат общеразвивающей программы.
Старшая группа (5-6 лет)
Словарь
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это
связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к
концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь
обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это
деревья, кустарники, травы, цветы.
В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо
обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои способы
воздействия на ребенка: для одних — это «темница для лишних слов», для других это
прямой запрет на употребление «сорных» слов.
Грамматический строй речи
На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно
хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова
с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро
накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать
числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна
кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя,
моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно
столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных
множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).
Звуковая культура речи Речевой слух.
Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:
- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении
звуков и слов;
- усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;
- выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука;
определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок);
- овладеть делением слова на слоги.
Речевое дыхание.
У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким
вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет
ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае
может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха
приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые
могут перейти в привычку.
5

Звукопроизношение.
В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении
сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления
проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жужжит).
Словопроизношение.
Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из
речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети успешно справляются с
произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных
(конструктор, экскурсия).
Связная речь
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и
монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста
первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием
полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко
входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают
больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия,
которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой
любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его
мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют
слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.
Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от
ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований,
элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени
ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о
пережитом и увиденном.
На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается
явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет.
В речи детей 5-8 лет появляются элементы монологических высказываний, но они
ситуативны. Для правильного понимания, прослушанного необходимы дополнительные
вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников
характеризуются тяготением к диалогу.
Подготовка к обучению грамоте
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном
возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами
речи (чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно
письмо, - сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит
торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет).
Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями.
Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках
возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача
взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего
ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.
Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные
последовательные этапы:
- всестороння работа со звуком;
- знакомство с образом буквы и закрепление его;
- формирование техники чтения.
6

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
1. В норме словарный запас ребенка 6-7 лет насчитывает от 3500 слов (в 7 лет словарный
запас может достигать до 7 000 слов).
2. Дошкольник активно использует образные выражения, метафоры («солнечная улыбка»,
к слову сказать и т.д.). Выстраивает грамматически верные предложения (склоняет все
члены предложения по роду, числу и падежу). Причем, несколько простых предложений
ребенок может объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так
далее.
3. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать
сюжеты по картинкам. При этом часто при пересказе второстепенные детали сюжета
опускаются, ведь все внимание ребенка сконцентрировано на основных персонажах.
4. Дошкольник 6-7 лет может не только объяснить значение знакомого слова, но и
рассуждать о возможном значении незнакомых выражений.
5. Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу
определенной ситуации.
Дети 6-7 лет очень любят рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за
происходящим и делиться с близкими впечатлениями.6-7 лет –один из самых благодатных
периодов, когда ребенок уже говорит хорошо и много, ему есть что сказать, а взрослым
интересно его слушать. В семьях, где папам было сложно выстроить общение с маленьким
ребенком, потому что «ну о чем мне с ним говорить?», именно в этот период большинство
отцов начинают с удовольствием разговаривать и играть с детьми.
Объем и срок освоения программы:
Данная рабочая программа рассчитана на 2 года обучения: (2 часа в неделю).
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в группах 6-12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (25 - 30 минут).
№
1
2

Вид образовательной
деятельности
Дети 5-6 лет
Дети 6-7 лет

Количество
часов в неделю
2 (25 минут)
2 (30 минут)

Количество
часов в месяц
8 (200 минут)
8 (240 минут)

Количество
часов в год
64 (1600 минут)
64 (1920 минут)

1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в
формировании фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста
посредством индивидуальных занятий.
Задачи программы:

Формирование правильных артикуляционных укладов.

Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.

Развитие речевого дыхания.

Постановка звуков и ввод их в речь.
7


Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза,
восприятия и представлений.

Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.

Развитие
лексико-грамматического
строя,
совершенствование
связного
высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.

Развитие
психических функций: слухового внимания, зрительного внимания,
слуховой памяти, зрительной
памяти, логического мышления, пространственной
ориентировки в системе коррекционной работы.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом
следующих принципов:

ведущим
принципом
программы
является
принцип
комплексности,
выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у
воспитанников, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции
нарушений речи, а также понимания единства психического и речевого развития,
взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления
детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и
разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;

принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне
ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой
развитие ребёнка;

принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное
решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен
предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей.
Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он
опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному
психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком
материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт
возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса.
Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;

принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный
переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления
формирующихся навыков;

принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых,
зрительных и двигательных образов детей.
Программой предусмотрено необходимость охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так
она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает
возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное
и социально-коммуникативное развитие.
1.3. Содержание общеразвивающей программы.
Содержание работы с детьми
Работа по коррекции звукопроизношения условно делится на несколько этапов.
8

1. Диагностический этап. Цель – определение исходного уровня развития речи ребенка,
сложности речевого нарушения.
2. Подготовительный этап. Цели – формирование интереса и мотивации к
логопедическим занятиям; развитие слухового внимание, памяти, фонематического восприятия, пальчиковой моторики с помощью игр и специальных упражнений;
формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков.
3. Этап формирования произносительных умений и навыков. Цели - устранение
дефектного звукопроизношения; развитие умений и навыков дифференцировать звуки,
сходные артикуляционно и акустически; формирование навыков пользования
фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1)
Постановка звука.
2)
Автоматизация поставленного звука в слогах (прямых, обратных).
3)
Автоматизация звука в словах.
4)
Автоматизация звука в предложении.
5)
Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
6)
Автоматизация поставленных звуков в свободной речи (в монологах и диалогах,
играх, развлечениях, экскурсиях, на прогулках, труде и других формах детской
жизнедеятельности).
4. Этап совершенствования фонематических процессов и звуковой аналитикосинтетической деятельности проходит параллельно с коррекцией звукопроизношения у
ребенка.
5. Этап развития связной выразительной речи на базе правильно произносимых ребенком
звуков на основе лексико-грамматических упражнений, заданий для развития просодической стороны речи, при обучении рассказыванию и т.д.
Закрепление правильного произношения ребенка в самостоятельной (не заученной,
не повторяемой вслед за взрослым) речи происходит на последнем этапе. Пока ребенок не
будет правильно употреблять звуки в самостоятельной речи, их автоматизация не может
считаться законченной, а произношение исправленным. Поэтому на заключительном
этапе автоматизации звуков речи очень важен самоконтроль ребенка и ненавязчивый
контроль взрослого (родителей, законных представителей) за правильным
произношением. Он необходим и в тех случаях, когда самоконтроль ребенка за речью еще
не сформирован.
6. Оценочно-контрольный этап.
Диагностический этап, оценочно-контрольный этап проводятся во время
обследования речи всех детей ДОУ. Поэтому в рамках данной программы лишь
уточняются некоторые данные о состоянии речи ребенка, поступившего на
дополнительные платные занятия с логопедом.
В зависимости от состояния речи детей, подготовительный этап или некоторые
задачи других этапов можно опустить.
Проводимые индивидуальные занятия с ребенком будут более эффективными, если
родители будут закреплять полученные навыки дома. Для этого заводятся
индивидуальные тетради (для каждого ребенка) для домашних заданий, которые родители
приносят на каждое логопедическое занятие.
Продолжительность этапа формирования произносительных умений и навыков
зависит от исходного уровня развития речи, сложности нарушения звуков и
индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
9

Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка,
но и взрослого. Многократные повторения необходимы при постановке и закрепления
правильного артикуляционного уклада. Следует научить ребенка слышать, узнавать звук,
а затем правильно его произносить. Но только положительная мотивация будет
способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Поэтому занятия проводятся в игровой форме, с использованием нетрадиционных форм
коррекционной работы, здоровьесберегающих технологий (артикуляционная гимнастика,
дыхательные упражнения, логопедический массаж, Су-Джок терапия, кинезиологические
упражнения и др.)
Результативность работы по данной программе оценивается уровнем
сформированности звукопроизношения на момент выпуска ребенка в школу. Если
речевой диагноз не осложнен другими нарушениями в развитии ребенка, то, как правило,
удается достигнуть 100% результата.
Работа над свистящими звуками (на примере базового звука [С]).
Этап работы
над звуком
Подготовительный

Примерное
количество
занятий
2-7

Постановка
звука

2 - 10

Автоматизация
звука

13 - 30

Содержание и приемы работы
Развитие
слухового
внимания
и
фонематического восприятия свистящих звуков (в
частности, звука [С]).
Проведение
комплекса
артикуляционных
упражнений для подготовки органов артикуляции к
постановке
свистящих
звуков:
«улыбка»,
«заборчик», «горка», «катушка».
1. Выработка длительной целенаправленной
воздушной струи, идущей посередине спинки языка:
 высунутого из ротовой полости в виде
«лопаточки»,
 упирающегося в нижние резцы.
2. Формирование артикуляционного уклада
языка (кончик языка упирается в нижние зубы, по
спинке проходит желобок), губ (разомкнуты и
растянуты в улыбке), расстояния между резцами
(небольшое – 1-2 мм).
 по подражанию,
 с помощью зонда.
3. Одновременное
воспроизведение
сформированного уклада артикуляционных органов
и плавного речевого выдоха.
4. Повторение правильной артикуляции с
речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.
1. В слогах типа: СА, АСА, АС, СТА, АСТ.
2. В словах:
 в начале: сад, соль, сумка и т.п.
 в середине между гласными: коса, росы, бусы
и т.п.
 в конце: нос, пояс, ананас и т.п.
 в стечении согласных: стакан, паста, мост и
т.п.
 с двумя звуками [с]: соска, насос, космос и
10

т.п.
3. Во фразах: Саня на санках скатился с горки и
т.п.
Дифференциация
звука

4. В небольших текстах.
В работу по дифференциации берут звуки [Ф],

7-10
[Т].

1. В сериях слогов: СА-ТА, СА-ТА-СА, ТА-САТА и т.п.
2. В словах
 в парах слов-квазиомонимов: санки-танки и
т.п.
 в словах, где встречаются оба звука: лист,
галстук и т.п.
3. Во фразах: Анастасия поставила стул возле
стола.
4. В небольших текстах.
5. Закрепление
навыка
правильного
произношения звука [С] в самостоятельной речи
ребенка в различных коммуникативных ситуациях.
Работа над свистящими звуками (звук СЬ)
Работа начинается после автоматизации [С]. Вызывается путем подражания на слухозрительно-тактильно-кинестетической основе. Автоматизируется на речевом материале по той
же схеме, что и [С].
Дифференциация [С’] и звуков [Ф’], [Т’], [С].
Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Работа над свистящими звуками (звук З)
Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической
основе на базе исходной артикуляции звука [С]. Автоматизируется на речевом материале по
следующей схеме:
1. В слогах типа: ЗА, АЗА, ЗДА (обратный слог не берется).
2. В словах:
 в начале: заяц, зонт, зуб и т.п.
 в середине между гласными: коза, розы, призы и т.п.
 в стечении согласных: здание, поздно, изменить и т.п.
 с двумя звуками [з]: зазвенеть, замерзнуть и т.п.
3. Во фразах: козы грызут лозу и т.п.
4. В небольших текстах.
5. Дифференциация [З] и звуков [В], [Д], [С].
6. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.

11

Работа над свистящими звуками (звук ЗЬ)
Работа начинается после автоматизации [З]. Вызывается путем подражания с опорой
на ощущение вибрации при работе голосовых складок. Автоматизируется на речевом материале
по той же схеме, что и [З].
Дифференциация [З’] и звуков [В’], [Д’], [С’], [З].
Закрепление в самостоятельной речи.
Работа над свистящими звуками (звук Ц)
Работа начинается после исправления звука [С] и введения его в речь ребенка.
Постановка по подражанию на основе слитного быстрого произнесения сочетания звуков [СТ].
Автоматизация по следующей схеме:
1.
2.





3.
4.
5.
6.

В слогах типа: АЦ, АЦА, ЦА, ЦВА.
В словах:
в конце: заяц, палец, танец и т.п.
в середине между гласными: лицо, синица, птица и т.п.
в начале: цапля, цепь, цена и т.п.
в стечении согласных: солнце, блюдце, овца и т.п.
с двумя звуками [ц]: зазвенеть, замерзнуть и т.п.
Во фразах: любуется девица на себя в зеркальце и т.п.
В небольших текстах.
Дифференциация [Ц] и звуков [Т], [С], [С’].
Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Работа над шипящими звуками (на примере базового звука [Ш]).

Этап работы над
звуком
Подготовительный

Примерное
количество
занятий
2-7

Постановка звука

2 - 10

Содержание и приемы работы
Развитие
слухового
внимания
и
фонематического восприятия свистящих звуков (в
частности, звука [Ш]).
Проведение
комплекса
артикуляционных
упражнений для подготовки органов артикуляции к
постановке шипящих звуков: «ворота», «вкусное
варенье», «чашечка», «качели» (с широким
языком), «фокус» и др.
1. Выработка длительной целенаправленной
воздушной струи, идущей посередине спинки
языка:

 высунутого из ротовой полости в виде
«чашечки»,
 поднятого в ротовой полости к верхним
альвеолам.
2. Формирование артикуляционного уклада
языка (широкий кончик языка поднят и приближен
к верхним альвеолам, с которыми образует щель),
12

Автоматизация
звука

13-30

Дифференциация
звука

7-10

губ (разомкнуты, округлены и немного выдвинуты
вперед), расстояния между резцами (среднее – 2-3
мм).
 по подражанию,
 с помощью зонда от звука [С].
3. Одновременное
воспроизведение
сформированного уклада артикуляционных органов
и плавного речевого выдоха.
4. Повторение правильной артикуляции с
речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.
1. В слогах типа: ША, АША, АШ, ШТА, АШК.
2. В словах:
 в начале: шапка, шов, шум и т.п.
 в середине между гласными: каша, мыши,
крыша и т.п.
 в конце: мышь, душ, карандаш и т.п.
 в стечении согласных: шторы, пушка, дождь
[шт’], и т.п.
 с двумя звуками [ш]: шашки, шишка,
шуршать и т.п.
3. Во фразах: бабушка для Маши наварила каши
и т.п.
4. В небольших текстах.
В работу по дифференциации берут звуки [Ф],
[Т], [С].
1. В сериях слогов: ША-СА, ША-СА-ША, САША-СА, АШ-АС-АШ и т.п.
2. В словах
 в парах слов-квазиомонимов: мишка-миска и
т.п.
 в словах, где встречаются оба звука: Саша,
шустрый и т.п.
3. Во фразах: Саша шла по шоссе и сосала
сушку.
6. В небольших текстах.
7. Закрепление
навыка
правильного
произношения звука [Ш] в самостоятельной речи
ребенка в различных коммуникативных ситуациях

Работа над шипящими звуками (звук Ж)
Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической
основе на базе исходной артикуляции звука [Ш]. Автоматизируется на речевом материале
по следующей схеме:
1.
В слогах типа: ЖА, АЖА, ЖДА (обратный слог не берется).
2.
В словах:

в начале: жаба, жук, жилет, желудь и т.п.

в середине между гласными: лужа, ножи, ужин и т.п.

в стечении согласных: ждать, одежда, ножницы и т.п.

с двумя звуками [ж]: жужжать, жужелица и т.п.
13

3.
Во фразах: жаба к ужину наловила жужелиц дюжину и т.п.
4.
В небольших текстах.
5.
Дифференциация [Ж] и звуков [В], [Д], [З]. Закрепление в самостоятельной
речи ребенка.
Работа над шипящими звуками (звук Щ)
Работа начинается после автоматизации [Ш]. Вызывается путем подражания на
слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе. Автоматизируется на речевом
материале по той же схеме, что и [Ш].
Дифференциация [Щ] и звуков [Ф’], [Т’], [С’], [Ш].
Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Работа над шипящими звуками (звук Ч)
Работа начинается после исправления звука [Щ] и введения его в речь ребенка.
Постановка по подражанию на основе слитного быстрого произнесения сочетания звуков
[ЩТ’]. Автоматизация по следующей схеме:
1.
В слогах типа: АЧ, АЧА, ЧА, ЧТА.
2.
В словах:

в конце: мяч, ключ, кирпич и т.п.

в середине между гласными: качели, ручей, сачок и т.п.

в начале: чайник, черника, чулки и т.п.

в стечении согласных: девочка, очки, удочка и т.п.

с двумя звуками [ч]: чечетка, чашечка и т.п.
3.
Во фразах: у девочки Анечки к чаю куплены прянички, а в печи испечены
калачи и т.п.
4.
В небольших текстах.
5.
Дифференциация [Ч] и звуков [Т’], [С’], [Ц], [Ш], [Щ]. Закрепление в
самостоятельной речи ребенка.
Работа над звуком [Л]
Этап работы над
звуком
Подготовительный

Примерное
количество
занятий
2-7

Постановка звука

2 - 10

Содержание и приемы работы
Развитие слухового внимания и фонематического
восприятия звука [Л].
Проведение
комплекса
артикуляционных
упражнений для подготовки органов артикуляции к
постановке шипящих звуков: «иголочка», «змейка»,
«качели»
(с
узким
языком),
«молоточек»,
«пароходик» и др.
1. Формирование
артикуляционного
уклада
языка (упор узкого языка в верхние зубы, подъем
задней части спинки языка, опущенные боковые края
языка), губ (нейтральны), расстояния между резцами
14

Автоматизация
звука

13-30

Дифференциация
звука

7-10

(большое – 3-4 мм).
 по подражанию,
 с помощью зонда при произнесении звука [Ы]
или [А].
2. Одновременное
воспроизведение
сформированного уклада артикуляционных органов
и речевого выдоха.
5. Повторение правильной артикуляции с
речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.
1. В слогах типа: ЛА, АЛА, АЛ, ПЛА.
2. В словах:
 в начале: лак, лом, лук и т.п.
 в середине между гласными: мыло, голубь,
яблоко и т.п.
 в конце: стол, мел, пенал и т.п.
 в стечении согласных: тарелка, облако,
галстук и т.п.
 с двумя звуками [л]: плыл, полоскала и т.п.
3. Во фразах: Алла для Лады испекла оладьи и
т.п.
4. В небольших текстах.
В работу по дифференциации берут звуки [В], [j].
1. В сериях слогов: ВА-ЛА, ЛА-ВА-ЛА и т.п.
2. В словах
 в парах слов-квазиомонимов: лак-як, пол-пой и
т.п.
 в словах, где встречаются оба звука: лайка,
балалайка и т.п.
3. Во фразах: Лайка лаяла на луну.
4. В небольших текстах.
5. Закрепление
навыка
правильного
произношения звука [Л] в самостоятельной речи
ребенка в различных коммуникативных ситуациях.
Работа над звуком [ЛЬ]

Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической
основе на базе исходной артикуляции звука [Л]. Автоматизируется на речевом материале
по той же схеме, что и [Л].
Дифференциация [Л’] и звуков [В’], [j]. Закрепление в самостоятельной речи
ребенка.
Работа над звуком [Р]
Этап работы над
звуком

Примерное
количество
занятий

Подготовительный

2-7

Содержание и приемы работы
Развитие слухового внимания и фонематического
восприятия звука [Р].
Проведение
комплекса
артикуляционных
15

Постановка звука

2 - 10

Автоматизация
звука

13-30

Дифференциация
звука

7-10

упражнений для подготовки органов артикуляции к
постановке шипящих звуков: «чашечка», «моляр»,
«пулемет», «лошадка», «грибок», «гармошка»,
«фокус» и др.
1.
Выработка сильной целенаправленной
воздушной струи, идущей посередине спинки
языка, поднятого в ротовой полости к верхним
альвеолам (при длительном произнесении звука
[Ж]; при произнесении сочетания [ТШ]; при
многократном произнесении звука [Д]).
2.
Формирование
артикуляционного
уклада языка (подъем и приближение широкого
кончика языка к верхним зубам и альвеолам), губ
(нейтральны),
расстояния
между
резцами
(большое – 3-4 мм).

по подражанию,

с помощью зонда при произнесении
звука [Ж] или многократном произнесении звука
[Д].
3.
Одновременное
воспроизведение
сформированного
уклада
артикуляционных
органов и речевого выдоха.
4.
Повторение правильной артикуляции с
речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.
1.
В слогах типа: РА, АРА, АР, ДРА и т.п.
2.
В словах:

в начале: рак, роза, рука и т.п.

в середине между гласными: баран,
ворота, пирог и т.п.

в конце: забор, сахар, помидор и т.п.

в стечении согласных: трава, дырка,
арбуз и т.п.

с двумя звуками [р]: раскрасить,
конструктор и т.п.
3.
Во фразах: в зарослях грозно рычит
тигр и т.п.
4.
В небольших текстах.
В работу по дифференциации берут звуки [Д], [j],
[Л].
1.
В сериях слогов: РА-ЛА, ЛА-РА-ЛА и
т.п.
2.
В словах

в парах слов-квазиомонимов: лак-рак,
игра-игла и т.п.

в словах, где встречаются оба звука:
кораллы, крыло и т.п.
3.
Во фразах: Карл у Клары украл кораллы.
4.
В небольших текстах.
5.
Закрепление
навыка
правильного
произношения звука [Р] в самостоятельной речи
ребенка в различных коммуникативных ситуациях
16

Работа над звуком [РЬ]
Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической
основе на базе исходной артикуляции звука [Р]. Автоматизируется на речевом материале
по той же схеме, что и [Р].
Дифференциация [Р’] и звуков [Д’], [Л’], [j]. Закрепление в самостоятельной речи
ребенка.
Работа над звуками [К, КЬ]
1.
Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительнотактильно-кинестетической основе.
2.
Постановка при помощи зонда от звуков [Т, Т’] при многократном
проговаривании слогов та-та-та или тя-тя-тя…
Работа над звуками [К, КЬ]
1.
Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительнотактильно-кинестетической основе или от звуков [К, К’] на тактильной основе.
2.
Постановка при помощи зонда от звуков [Д, Д’] при многократном
проговаривании слогов да-да-да или дяд-дя-дя…
Работа над звуками [Х, ХЬ]
1.
Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительнотактильно-кинестетической основе или от звуков [К, К’], сопровождая их артикуляцию
придыханием.
2.
Постановка при помощи зонда от звуков [С, С’] при длительное
проинесение этих звуков в слогах са или ся.
Работа над звуками [J]
1.
Постановка на основе временной замены звука [j] звуком [И] при
произнесении сочетаний типа иа, аиа, ио, ои и т.п.
2.
Постановка при помощи зонда от звука [З’] при длительное произнесение
этого звука в слоге зя.
Далее следуют этапы автоматизации, дифференциации К-Т, Г-Д, К-Г, Х-К К’-Т’, Г’Д’, К’-Г’, Х’-К’, j-Л, j-Л’, и закрепления звуков в самостоятельной речи.
1.4. Планируемые результаты работы.
В соответствии с данной программой относятся следующие возможные
достижения ребенка:

правильная артикуляция всех звуков речи в различных фонетических позициях и
формах речи;

умение дифференцировать все изученные звуки;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне.
В результате выполнения цели и задач данной программы у дошкольников
сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое
восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются
слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на
базе правильно произносимых звуков. Таким образом, дети будут подготовлены к
дальнейшему успешному обучению в школе.
17

2. Организационно-педагогические условия.
2.1. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Кабинет
Детский стол, стулья 4 шт.
Зеркало настенное,
Магнитная доска;
Предметные и сюжетные картинки для автоматизации звукопроизношения, развития
лексико-грамматического строя речи, обогащения словарного запаса.
6. Предметные картинки;
7. Картинки с действием;
8. Сюжетные картинки;
9. Серии картинок;
10. Картинки для составления описательных рассказов;
11. Дидактические игры
12. Игровой материал
13. Дидактические пособия
1.
2.
3.
4.
5.

Информационное обеспечение
 Презентации
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог, имеющий высшее профессиональное образование в
области дефектологии или логопедии без предъявления требований к стажу работы.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Виды контроля и сроки проведения:
Входной контроль: проводится при наборе, на начальном этапе формирования
коллектива (в сентябре) или для учащихся, которые желают обучаться по данной
программе не сначала учебного года и года обучения.
Данный контроль нацелен на изучение: интересов ребенка, его знаний и умений,
творческих способностей.
Текущий контроль: проводится в течение учебного года, возможен на каждом
занятии, по окончании изучения темы, раздела программы.
Промежуточный контроль: проводится в конце I полугодия (в декабреянваре) и II полугодия (апрель-май) учебного года.
Данный контроль нацелен на изучение динамики освоения предметного
содержания учащимися, метапредметных результатов, личностного развития и
взаимоотношений в коллективе.
Итоговый контроль: проводится в конце обучения по дополнительной
общеобразовательной программе, как правило, в апреле-мае.
Данный контроль нацелен на проверку освоения программы, учет изменений
качеств личности каждого учащегося.
Функции контроля обучающихся:
 учебная (создание дополнительных условий для обобщения и осмысления учащимися
полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков);
18

 воспитательная (стимул к расширению познавательных интересов и потребностей
ребенка);
 развивающая (возможность осознания учащимися уровня их актуального развития и
определение перспектив);
 коррекционная (возможность для педагога своевременного выявления и
корректировки недостатков образовательного процесса);
 социально-психологическая (предоставление возможности каждому ребенку
оказаться в «ситуации успеха», возможность предоставления родителям (законным
представителям) информации об успеваемости детей).
Формы проведения контроля обучающихся определяются педагогом в
соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.
Форма контроля: наблюдение.
Способы и формы выявления результатов: опрос, наблюдение, самостоятельная
работа.
3. Список литературы
1. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для
преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
2. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». Ростов-на-Дону, 2008.
3. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
4. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с
приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми
по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
6. Кондратенко И.Ю. «Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном
возрасте». М., 2005.
7. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
8. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная методика
коррекции артикуляционных расстройств». С-П.. 2007.
9. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Преодоление речевых нарушений у
дошкольников». С-П., 2001.
10. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.:
«Аквариум», 1996.
11. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
12. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
13. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс,
1999.
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание
детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
15. Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.:
ВЛАДОС, 2001.
16. . Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом
в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. –
СПб,2002
17. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном
учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

19

Приложение 1
Экран звукопроизношения

№

Ф.И.
ребенка

звонкие свистящие шипящие сонорные йотир- др-ие
Месяц
е
звуки
обслеВБД
С СЬ З ЗЬ Ш Ж Щ
НМЛ
ЯЕЁ
ФК
дования
Г
Ц
Ч
ЛЬ Р РЬ
Ю
ПТ

1.

2.

3.

Условные знаки:
+ (произношение звука правильное).
- (звук не произносится).
О (звук произносится нечетко, нарушена артикуляция).

20

Приложение 2
Индивидуальный коррекционный маршрут логопедической работы
1 год обучения
на 20 __ – 20 __ учебный год
Ф.И. ребенка________________________________________________________________
Логопедическое заключение___________________________________________________
Начало года
№

Направления коррекционной работы

1

Совершенствование психологической базы
речи:
Расширение объема зрительной и слуховой
памяти
Развитие мышления
Развитие предметного гнозиса
Развитие восприятия сенсорных эталонов
Развитие пространственных представления и
ориентировок:
- в пространстве
- на листе бумаги

2

Развитие моторной функции:
Общая моторика
Ручная моторика
Артикуляционная моторика:
- артикуляционные упражнения
- логопедический массаж
- самомассаж языка, губ
Развитие мимической мускулатуры
Развитие просодической стороны речи
Дыхания, силы голоса, интонационная окраска
Формирование правильного
звукопроизношения:
Свистящие: с, сь, з, зь, ц
Шипящие: ш, ж, ч, щ
Соноры: л, ль, р, рь
Другие звуки:
Развитие фонематических процессов:
-Фонематическое восприятие
-Определение наличия или отсутствия звука в
слове.
- дифференциация оппозиционных звуков речи
на слух.
- Фонематический анализ и синтез
- Выделение гласного звука в слове ( начало,
середина, конец)
- Выделение согласного звука в слове (начало,
середина, конец)
- Определение количества звуков в слове.

3
4

5

21

Середина года

6

7

8

9

10

- Определение места звука в слове (начало,
середина, конец)
- Определение последовательности звуков в
слове (трех -, четырех звучные слова).
- Анализ и синтез слов в соответствии с
перспективным планом.
Совершенствование слоговой структуры
слов:
- слова с простым звуковым наполнением
- одно-, двух, трехсложные слова
- слова со стечением согласных
- сложные слова
Обогащение и активизация словарного
запаса:
- Словарь предметов
- глагольный словарь
- словарь прилагательных
- словарь наречий
-подбор антонимов
-подбор синонимов
(в соответствии с лексическими темами на
учебный год)
Формирование словоизменения:
- Изменение существительных по падежам
-Употребление множественного числа
существительных в родительном падеже.
- Изменение прилагательных по родам
- Употребление предлогов (на, под, из, с, со,
над, около)
- Согласование существительных с
числительными
- Изменение глаголов по временам
Формирование способов словообразования:
- Образование существительных с помощью
уменьшительно – ласкательного суффикса
- Образование приставочных глаголов
- Образование относительных прилагательных
- Образование притяжательных прилагательных
- Образование слов. Обозначающих профессию
от существительного с помощью суффиксов.
- Образование сложных слов
Развитие связной речи:
- Составление предложений по картинкам
- Составление предложений по серии картин
- Составление рассказа по сюжетной картине
- Пересказ текста
- Составление описательного рассказа
- Составление рассказа из личного опыта

Учитель –логопед ________________

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».