ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 385 МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 385 620103, г. Екатеринбург, ул. Газетная, 48, тел.: (343) 295-83-32; эл. адрес: mdou385@eduekb.ru, сайт: http//385.tvoysadik.ru УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детского сада № 385 ___________ О.Е. Исакова Приказ № 97-доп. от 30.08.2024г. ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ детского сада № 385 Протокол № 1 от 30.08.2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ХОРОВАЯ СТУДИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ Направленность: художественная. Возраст участников: от 5 до 7 лет. Срок реализации - 2 года. Автор-составитель: Матюшева Анастасия Владимировна, Педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 г. СОДЕРЖАНИЕ № наименование раздела стр. п\п 1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 3 5 Глава 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 5 5 2 Цель и задачи Программы Характеристика возрастных и индивидуальных 6 особенностей развития детей 9 Глава 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Структура Программы 9 9 Основные направления 3 10 Формы и методы реализации задач 10 Приемы обучения 10 Средства, необходимые для реализации программы Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 12 3.1. Кадровое обеспечение 12 3.2. Структура занятия 12 3.3. Перспективный план 13 4 Календарно-тематическое планирование 1 год обучения 13 20 Календарно-тематическое планирование 2 год обучения 24 Календарно-тематическое планирование 3 год обучения 27 3.4 Содержание дополнительной образовательной программы 5 Список литературы 30 2 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы Вид программы Подвид программы Направленность Программы Нормативно-правовая база Дополнительная общеразвивающая программа студии Дополнительная образовательная программа Дополнительное образование детей и взрослых Социально-педагогическая вокальной Федеральный уровень: 1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года 2. Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989) 3. Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 4. Бюджетный кодекс 5. Трудовой кодекс РФ 6. Приказ Минобразования от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 7. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003г.) 8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014г. № 295) 9. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 10. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ от 30.08.2013г. № 1014). Региональный уровень: 11. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» 12. Программа «Развитие системы общего образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 20192021 годы (утв. Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 01.11.2013г. № 3755). Уровень ДОУ: 13. Устав МБДОУ детского сада № 385 14. Локальные акты, регламентирующие деятельность учреждения Сроки реализации Программа рассчитана на 3 года программы На кого рассчитана воспитанники 4-7 лет программа Ожидаемые конечные Формирование эстетической культуры дошкольника; развитие результаты эмоционально-выразительного исполнения песен; становление 3 реализации Целевые группы Исполнители основных мероприятий Программы певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции. Дети 4-7 лет Матюшева Анастасия Владимировна 4 Глава 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 4 – 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества. В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления специальных способностей, в том числе музыкальных. Высшим проявлением способностей является ТАЛАНТ. Возможность выразить свои чувства в песне и танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов, оно объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Дополнительная программа соответствует требованиям: Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей; Конвенции о правах ребенка; Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Состав вокально-хорового кружка формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков. Возраст детей, посещающих кружок от 4 до 7 лет. Работа вокально-хорового кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.2660-10. Актуальность программы заключается в обеспечении реализации социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности. Голос – это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Цель программы: Формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоциональновыразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции. Задачи программы: - Формирование интереса к вокальному искусству. 5 Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса Развитие умений различать звуки по высоте Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения) Совершенствование вокально-хоровых навыков Формирование красивой осанки, правильной походки Совершенствование чувства ритма, музыкальности Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры поведения во время занятий, культурно-досуговой и концертной деятельности. Психолого-возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет: Важная особенность детей 4-5 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят неудобная обувь, резинка колгот или пояса брюк, ленты и резинки в прическе, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п. Педагог должен быть уверен, что каждому ребенку в данный момент времени комфортно и его ничто не беспокоит. Общение носит ситуативно-личностный характер: каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Это обусловливает кратковременность предлагаемых форм обучения и то, что все они позволяют воспитателю говорить понемногу, но как бы с каждым ребенком в отдельности, и не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Мы уже отмечали ту особенность, что обучаться ребенок будет только от того взрослого, которому он доверяет и симпатизирует. Психолого-возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет: Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Кроме того, 6 продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразны. Психолого-возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет: Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении – формируется возможность саморегуляции. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. У ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Дети оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола. Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре: существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры, игровые действия становятся более разнообразными. Более совершенной становится крупная моторика, формируется осанка, правильная манера держаться, развивается выносливость и силовые качества. К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, об основных свойствах предметов. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Улучшается устойчивость памяти. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков, использование интонационной выразительности. В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное. Ребенок осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения моральным понятиям (добрый, жадный, экономный и т.д.). К 7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены. Развиты морально-нравственные 7 представления, которые связаны с возможностью эмоционально оценивать свои поступки. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка с взрослыми. Большую значимость для этого возраста приобретает общение между собой. В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между различными проявлениями мужских и женских свойств. В играх дети способны отражать достаточно сложные социальные события; в игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Продолжается дальнейшее развитие моторики, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания. К 7 годам увеличивается объем памяти. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший способ запоминания – повторение. Продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей, различать грамматические ошибки. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании и пересказе. Увеличивается словарный запас и понимание значения слов. В процессе диалога дети стараются исчерпывающе ответить на вопросы, сами задают вопросы, согласуют свои реплики с репликами других. Активно развивается и монологическая форма речи – дети могут связно рассказывать и пересказывать. К концу дошкольного возраста ребенок накапливает достаточный читательский опыт. Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать своей цели. 8 Глава 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1. Структура программы Программа рассчитана на три года. На занятии имеет место как коллективная, так и индивидуальная работа. Занятие в вокальном кружке проводится 2 раза в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях. Основные направления обучения детей пению: 1. Певческая установка и дыхание. Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова. 2. Звуковедение, дикция. Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером сочинений, короткое и одновременное произношение согласных в конце слов. Использование дикционных упражнений, скороговорок. 3. Вокальные упражнения-распевания. Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения были доступны детям, имели интенсивное содержание или игровой момент, ведь именно интерес помогает учащимся осознать выразительные особенности музыкального произведения. 4. Строй и ансамбль. Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении. Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет. Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя продолжить песню, точно интонируя. Одна из основных задач - петь активно и индивидуально, с сопровождением и без него. Первоначальные навыки пения a`capella должны быть сформированы на маленьких несложных попевках и песнях. Исполнение a`capella способствует формированию у детей ладового слуха, точного интонирования. 5. Формирование исполнительских навыков. Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание пения), понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений. 6. Работа над исполнением хорового произведения. Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса. Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к произведению, соответствующее настроение. 9 Формы реализации задач вокального кружка: коллективное занятия; индивидуальная работа; концертные выступления не реже 1 раз в квартал; участие в творческих конкурсах; Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. Приемы обучения пению: 1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа. 2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях. 3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе. 4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно. Средства, необходимые для реализации программы: Технические средства: фортепиано, акустическая система, микрофон. Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал. Музыкальные инструменты 10 Формы и методы реализации программы: 1. Коллективная работа; 2. Индивидуальная работа; 3. Беседа; 4. Распевание по голосам; 5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку; 6. Дыхательная звуковая гимнастика; 7. Артикуляционные упражнения; 8. Игра на детских музыкальных инструментах; 9. Музыкально-дидактические игры и упражнения. Для успешной реализации программы предполагается: беседы о музыке, танце различного содержания, слушание музыки танцевального характера, экскурсии, просмотр видеозаписей детских праздников и концертов, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов. Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени прохождения материала. 11 3. Организационный раздел 3.1. Кадровые условия 1. ФИО Матюшева Анастасия Владимировна 2. Дата и год рождения 11 мая 1997 года 3. Сведения об образовании и повышении квалификации (какое ОУ окончил(а) и когда, специальность, квалификация, звание, учёная степень и т.д.) 2018г., Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимский педагогический колледж» город Красноуфимск Свердловской области, по специальности Музыкальное образование, квалификация Учитель музыки, музыкальный руководитель 5. Сведения о профессиональной 04.02.2017г.-19.02.2018г. Государственное переподготовке бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимский педагогический колледж» «Центр дополнительного образования и профессиональной квалификации» по программе дополнительного профессионального образования «Коррекционная педагогика» 4. 14.09.2018г.-27.11.2018г. ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» по дополнительной профессиональной программе «Педагогика и психология дошкольного образования: социализация и социальное воспитание» Занимаемая должность и дата музыкальный руководитель, 09.12.2019г. назначения на эту должность 3.2. Структура занятия 1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата. 2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1- 2 минуты (физминутка). 12 3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками. 4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. 3.3. Перспективный план Примерное распределение материала по программе вокального кружка. репертуар кол-во часов Русские народные песни (с музыкальным с сопровождением) 11 Русские народные песни (без музыкального сопровождения) 5 Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) 8 Детские эстрадные песни (под фонограмму) 5 Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) 7 Песни из мультфильмов (под фонограмму) 4 Упражнения и попевки 32 Всего 72 Календарно-тематическое планирование 1 года обучения (4-5 года) № п/п Количество часов Совместная деятельность с Детская родителями деятельность (открытые мероприятия) 2 Тема занятия 1 Домик для дыхания 2 Самолётики летят 2 3 Первый жёлтый листик 2 4 Осенний ветерок 2 5 Дождик поёт 2 6 Нам не холодно 2 7 Снег-снежок 2 8 Мама дорогая 2 9 Первые снежинки 2 11 Концерт для родителей (совместная деятельность взрослых и детей) Ёлочка лесная 2 12 Зимний ветер 2 10 13 1 13 На санках 2 14 Горячие пирожки 2 15 Снегири 2 16 Хлоп в ладоши 2 17 Бабушка-метелица 4 18 Белый зайка 2 19 По сугробам 2 20 В лесу 2 21 Белочка 2 23 Интерактивное путешествие в мир песен (совместная деятельность детей и родителей) Колокольчик 2 24 Кошечка 2 25 Самый сильный 2 26 Мамина ласка 4 27 Птицы 2 28 Капель на дворе 2 29 Сосулька 2 30 Жаворонок 2 22 1 32 Концерт для любимых мам (совместная деятельность детей и родителей) Подснежники 2 33 Пчёлка 2 34 Тук, тук, дятел 2 35 На ракете вверх 2 36 Бабочки 2 37 Цветы 2 38 Солнышко 2 39 Зелёная листва 2 40 Открытый реализации родителей) 31 концерт по программы 1 итогам (для Итого 1 76 ч. Всего 4 ч. 80 ч. 14 Первый год обучения (4-5 лет) Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Задачи Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Упражнять детей в чистом интонировании постепенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между фразами; Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией. Программное содержание А. Филиппенко «Детский сад»; Русск.нар.п. «Две тетери»; В. Сережников «Песенка о светофоре»; М. Красев «барабанщик»; З. Компанеец «Паровоз»; Г. Крылов «Случай на лугу»; М. Раухвергер «Колыбельная зайчонка»; Н. Метлова «поезд»; Русск.нар.п. «ах ты береза»; М. Красев «Падают листья»; И. Кишко «осень»; Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Расширять В. Витлин «серенькая кошечка»; Русск.нар.п. «полянка»; М. Старокадомский «про Кирюшу»; П. Крылов «случай на лугу»; А. Филиппенко «лесная полька»; Русск.нар.м. «сапожки»; Русск.нар.м. «Андрей воробей»; Д. 15 С. Науменко «Осень наступила»; Т. Ломова «кошечка»; Ю. Матвеева «зайчик»; В. Герчик «дождик»; В. Иванникова «жук»; Г. Вихарева «Дождик»; Русск.нар.п. «возле речки»; А. Лившиц «журавли»; Н. Лысенко «осенние листья»; Русск.нар.п. «ах вы сени»; Декабрь диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать постепенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Закреплять у детей умение чисто интонировать при постепенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как 16 Васильева «осенняя песенка»; Русск.нар.п. «заинька попляши»; Русск.нар.п. «Калинка»; Е. Тиличеева «танец с платочками»; С. Насауленко «ежик»; Русск.нар.п. «ах ты береза»; Г. Фрид «морозец»; В. Карасева «зима»; М. Картушина «зимушка»; Т. Попатенко «будет горка»; А. Филиппенко «зимушка хрустальная»; Укр.нар.м. «приглашение»; Т. Попатенко «будет горка во дворе»; Ю. Комальков «у всех новый год»; В. Витлина «дед мороз»; В. Герчик «новый год»; Е. Тиличеева «что нам нравится зимой»; Т. Волгина «здравствуй зимушка зима»; Январь Февраль ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). Учить детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; Чисто интонировать в заданном диапазоне; Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. Совершенствовать исполнительское мастерство. Учить детей работать с микрофоном. Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу-вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать 17 Русск.нар.п. «я рассею свое горе»; В. Шестакова «Саночки»; М. Красева «мяч»; М. Иорданский «голубые санки»; Е. Тиличеева «узнай по голосу»; С. Насауленко «как хорошо в садике»; Е. Теличеева «самолет»; В. Витлина «кошечка»; М.Красев «в мороз»; Г. Лобачева «синичка»; Л. Книппер «почему медведь зимой спит»; Русск.нар.п. «ах вы сени»; И. Кишко «дед мороз и дети»; Л. Абелян «хомячок»; Е. Тиличеева «гуси»; А. Островский «мы по городу идем»; М. Старокодомский «автомобиль»; М. Красева «заинька»; Л. Титова «песенка для мамы»; Л. Вахрушева «песенка про бабушку»; Ю. Слонова «мы солдаты»; А. Филиппенко Март ритмический слух. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; Чисто интонировать в заданном диапазоне. Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. Учить детей работать с микрофоном. Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато». Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. 18 «подарок маме»; М.Красева «в мороз»; Р. Рустамова «мы запели песенку»; Ю. Гурьева «мамин праздник»; Л. Вахрушева «песенка о бабушке»; Я. Колас «песня о весне»; Укр.нар.п. «веснянка»; Н. Метлов «зима прошла»; Т. Назарова «весенний дождик»; Л. Семенова «петушок»; В. Витлин «лесной праздник»; Т. Назарова «весенний дождик»; С. Насауленко «весенний хоровод»; Апрель Май Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать детей работать с микрофоном. Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию; Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, 19 В. Герчик «воробей»; Р. Бойко «песенка о ручейке»; Р. Бойко «ручеек»; М. Красев «лошадки»; В. Блага «чудак»; А. Филиппенко «веселый музыкант»; Русск.нар.п. «Как у наших у ворот», «ладушки»; М. Качурбина «мишка с куклой пляшут полечку»; А. Филиппенко «скворушки»; З. Компанеец «цветы на лугу»; Т. Попатенко «солнышко»; А. Филиппенко «мы на луг ходили»; С. Майкапар «в садике»; М. Красев «пастушок»; М. Красев «веселая дудочка»; Е. Тиличеева «весенняя полька»; Укр.нар.п. выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей. Совершенствовать вокальные навыки: Петь естественным звуком без напряжения; Чисто интонировать в удобном диапазоне; Петь, а капелла, под аккомпанемент, слышать и оценивать правильное и неправильное пение; под фонограмму; Самостоятельно попадать в тонику; Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры. «веселая девочка Алена»; В. Шаинский «улыбка»; Т. Попатенко «на утренней зарядке»; В. Герчик «доброе утро»; Н. Преображенский «по солнышку»; Ф. Флотова «жмурки»; К. Титаренко «летняя прогулка»; А. Александров «песенка про 4 песенки»; Календарно-тематическое планирование 2 года обучения (5 - 6 лет) № п/п Количество часов Совместная деятельность с Детская родителями деятельность (открытые мероприятия) 2 Тема занятия 1 Осень пришла 2 Листопад 2 3 Осенняя песнь 2 4 Дождик 2 5 Лесенка 2 6 Солнышко 2 7 Журавли 2 8 Мой зонтик 2 20 10 Концерт для родителей (совместная деятельность взрослых и детей) Праздник осенью 2 11 Птички 2 12 Кормушка 2 13 Снежинки 2 14 Зима 2 15 Дед Мороз 2 16 Новогодняя сказка 2 17 Елочка 4 9 1 19 Интерактивное путешествие в мир песен (совместная деятельность детей и родителей) Снежок 2 20 Мороз 2 21 Мишка 2 22 Ледок 2 23 Смелый пилот 2 24 Летчики 2 25 Бравые солдаты 2 26 Звонкая песенка 2 27 Зеркальце 2 28 Мама и детки 2 29 Частушки 2 30 Солнце улыбается 4 18 1 32 Концерт для любимых мам (совместная деятельность детей и родителей) Весенняя песенка 2 33 Птички 2 34 Мотылек 2 35 Березка 2 36 Попляши 2 37 Цирковые лошадки 2 38 Гуси 2 39 Выйди солнышко 2 40 Открытый реализации родителей) 31 концерт по программы итогам (для 21 1 1 Итого 76 ч. Всего 4 ч. 80 ч. Второй год обучения (5-6 лет) Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Задачи Учить различать жанровую принадлежность музыки и характер произведения, определять вступление, заключительную часть. Развивать звуковысотный слух, умение выделять низкий или высокий звук из двух предложенных. Упражнять в восприятии и различении звуков квинты. Развивать образное представление; Закрепить умение точно передавать голосом чередование долгих и коротких звуков, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке. Учить детей четко произносить слова песни, петь в подвижном темпе, точно передавать ритмический рисунок песни. Определять на слух звучание одного из трех колокольчиков. Развивать умения отмечать ритмический рисунок мелодии; Развивать ладовое чувство, слуховое внимание; Развивать звуковысотный слух. Пропевать чисто большую секунду, петь ритмично в умеренном темпе. Упражнять в восприятии и различении двух звуков, разных по высоте. Воспитывать правильное речевое дыхание, петь легко и выразительно с движениями; Развивать умение произносить на одном выдохе два гласных звука; Развивать умение выделять высокий звук, показывать рукой положение высоких и низких звуков. Вырабатывать напевное звучание. Закреплять восприятие и различение звуков септимы. 22 Программное содержание Попевка «здравствуйте»; «Паровоз» Т. Волгина; Р.н.п. «на зеленом лугу»; Попевка «сорока»; Р.н.п. «ходила Машенька по борочку»; «Осень пришла» Е. Авдиенко; Р.н.п. «ходила младешенька»; «Прибаутка» р.н.п.; «Отгадай бубенчики» дид. игра; Р.н.п. «ах вы сени»; В.н.п. «петрушка»; «скворушка прощается» М. Ивенсен; Попевка «Гармошка» Е. Тиличеевой; «к нам гости пришли» М. Ивенсен; Р.н.п. «скок, скок, поскок»; Р.н.п. «дон – дон»; П.н.п. «веселей хоровод»; Р.н.п. «ах вы сени»; «Спите, куклы» Е.Тиличеевой; Р.н.п. «как у наших у ворот»; попевка «хорошо поем»; Попевка «улитка»; «паровоз» Т. Волгина «колыбельная» Аспазии; Р.н.п. «баю бай»; «баиньки» И. Токмакова; «месяц над крышей» М. Исаковский; попевка «колыбельная» А. Шибицкая; «голубые санки» М. Клокова; «К нам приходит новый год» З. Петрова; «бьют часы на старой башне» Ю. Энтин; Январь Февраль Март Апрель Май Учить мимикой передавать свое эмоциональное состояние, высказываться о содержании и характере песни; Совершенствовать умение передавать веселый танцевальный характер песни; Учить передавать веселый характер прибаутки, чисто интонировать большую секунду. Упражнять детей в восприятии и различении звуков квинты. Придумывать свою мелодию или песенку, по отрывку мелодии узнавать и исполнять знакомые песни; Упражнять в чистом интонировании поступенного движения мелодии вверх и вниз в пределах октавы. Воспринимать и различать три ритмических рисунка, соответствующих ритму звучания, трубы, дудочки, свирели. Развивать умение воспринимать песню веселого характера, замечать динамические изменения; Чисто интонировать малую терцию вверх и вниз. Самостоятельно различать в музыке усиление динамики. Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки. Развивать умение слушать мелодию, выделять окончание фразы, слышать изобразительность в музыке, различать средства выразительности: регистр, динамику, тембровую окраску звуков, темп; Упражнять в чистом интонировании мелодии, построенной на поступенном движении сверху вниз. Добиваться точного попадания на до Упражнять в различении громкого и тихого звучания. Развивать умение узнавать по аккомпанементу; Учить распознавать в знакомых песнях колыбельную, плясовую, марш. Развивать память, слуховое восприятие; Петь протяжно, в медленном темпе, протягивать ударные слоги, чисто интонировать большую секунду. Расширять певческий диапозон в пределах «до» 23 «песенка чебурашки» Э. Успенский; «Что нам нравиться зимой» Л. Некрасова; «музыкальное эхо» М. Андреева; Р.н.п. «звонкая песенка»; Р.н.п. «как на тоненький ледок»; «белые кораблики» Л. Яхнина; «доброта» Н. Туполова «молодой моряк в матроске» Л. Яхнина; С.н.п. «белка пела и плясала»; «Настоящий друг» М. Пляцковский; «бравые солдаты» Т. Волгина; «будем в армии служить» В. Малков; Р.н.п. «блины»; «частушки» Е. Арсенина»; «песня заводных кукол» А. Рождественская; «мишка с куклой пляшут полечку» М. Карчубина; «Солнце улыбается» Л. Некрасова; «у меня старание» П. Синявский; «частушки» Е. Арсениной; Р.н.п «гуси летят»; «про лягушек и комара» Т. Волгиной; «лягушата» Ю. Литовко; «веселые мышата» С. Могилевская; «спят деревья на опушке» И. Черницкая; Р.н.п. «я гуляю»; Р.н.п «зеленейся, зеленейся»; «Антошка» Ю Энтин; Р.н.п. «возле речки, возле моста»; М.н.п. «люди работают»; «по солнышку» Н. Найденовой; «В этот день победы» Т. Попатенко; «Вечный огонь» А. Филиппенко; «Наследники первой – «до» второй октавы; войны» В. Шумилина; Развивать звуковысотный слух, узнавать песенки по мелодии. Учить удерживать интонацию на одном звуке Календарно-тематическое планирование 3 года обучения (6-7 лет) № п/п Количество часов Совместная деятельность с Детская родителями деятельность (открытые мероприятия) 2 Тема занятия 1 Листопад 2 Жёлтый листик 2 3 Дождик поёт 2 4 Ветерок 2 5 Осенний сарафан 2 6 Дудочка 2 7 Первые снежинки 2 8 Снежок 2 9 Нам не холодно 2 11 Концерт для родителей (совместная деятельность взрослых и детей) Веселая елочка 2 12 Ветерок 2 13 Санки 2 14 Зайчики 2 15 Снегири 2 16 Хлопаем в ладошки 2 17 Метелица 2 18 В лесу 2 19 Белочки 2 20 Зимушка 4 21 Зимняя полянка 2 10 1 23 Интерактивное путешествие в мир песен.(совместная деятельность детей и родителей) Потанцуем 2 24 Песенки поем 2 22 24 1 25 Самый сильный 2 26 Моряки 2 27 Мамина ласка 4 28 Сосульки 2 29 Жаворонок 2 30 Поздравляем маму 2 32 Концерт для любимых мам (совместная деятельность детей и родителей) Весна 2 33 Подснежники 2 34 Оркестр 2 35 Песенки 2 36 Играем и поем 2 37 Мальчишки и девчонки 2 38 Солнышко 2 39 Домик 2 40 Открытый реализации родителей) 31 концерт по программы 1 итогам (для Итого 1 76 ч. Всего 4 ч. 80 ч. Третий год обучения (6-7 лет) Месяц Сентябрь Октябрь Задачи Развивать вокальноинтонационные навыки; Учить различать звуки по длительности, петь, точно интонируя мелодию песни; Учить петь выразительно, передавая грустный, задумчивый характер песни; Учить выполнять игровые задания по развитию музыкальной памяти и внимания; Учить проявлять творческий наклонности, участвуя в конкурсе «мы рисуем песенку» Учить слышать и точно передавать в пении скачкообразное движение мелодии; Учить удерживать интонацию на одном звуке, 25 Программное содержание Ю. Литовко «барабанщик»; Р. Рустамов «Мы идем»; Т. Потапенко «Листопад»; Т. Потапенко «осень» Т. Потапенко «сарафан надела осень»; Венг.нар.п. «зайчик»; Г. Эрнесакс «паровоз»; В. Карасева Ноябрь Декабрь Январь Февраль вырабатывать легкое, подвижное звучание; Упражнять в точном воспроизведении голосом постепенного движения мелодии вверх и вниз; Побуждать исполнять песню легко в подвижном темпе и напевно – в умеренном; Овладеть навыками певческого дыхания; Учить выполнять музыкально-ритмические упражнения по развитию чувства ритма. Побуждать стремиться к чистому и уверенному интонированию; Учить воспринимать радостный, праздничный характер песни; Учить соотносить пение с движением. Добиваться протяженного, плавного пения, правильного распределения дыхания; Учить различать движения мелодии и звуки различной высоты; Учить различать вступление, чувствовать его окончание, вовремя начинать пение; Учить четко пропевать слова и их окончания; Учить определять постепенное движение звуков вверх и вниз; Учить выразительно петь, передавая шуточный характер песни; Продолжать знакомить с фольклорным творчеством русского народа; Учить детей эмоционально откликаться на радостный характер песни; Выполнять движения импровизационного характера, передавая образ лыжников, птиц, зайца, кошки; Приобщать детей к веелому, радостному настроению музыки; Учить угадывать направление звука, петь, чисто интонируя, без поддержки взрослого; Продолжать формировать устойчивые певческие навыки; учить петь по цепочке; Учить петь напевно, сольно и хором, правильно распределяя дыхание; Учить различать движение мелодии вверх и вниз, звуки различных длительностей; Учить инсценировать содержание песни, эмоционально отзываться на веселую, задорную 26 «дудочка»; А. Александров «Осень»; А. Филиппенко «урожайная»; Ю. Литовко «веселые барабанщики»; В. Агафонников «лошадка»; М. Старокадомский «что за дерево»; Венг.нар.п «зайчик» Венг.нар.п. «много песен мы поем»; Нем.нар.п. «Зима»; Т. Потапенко «новогодний хоровод»; Ю. Чичков «что такое новый год»; Попевка «ступеньки»; В. Иванников «кто как кричит»; Русск.нар.п. «вот уж зимушка проходит»; М. Ефимов «зимняя песенка»; И. Сац «будем кувыркаться»; Детская попевка «гав – гав»; Русск. нар. п «шла веселая собака»; Русск. нар. п «ах ты зимушка»; Е. Тиличеева «песенка»; Чешск. нар. п. «танец»; В. Соловьев «Елка» Март Апрель Май мелодию; Развитие ассоциативного восприятия музыки; Учить точно определять и интонировать постепенное движение мелодии в нисходящем движении звуков; Учить чисто пропевать трудные мелодические обороты – квинтовые, квартовые скачки; Познакомить детей с песней спокойного характера; учить воспринимать спокойный, ласковый характер песни; Развитие творческих задатков и способностей в игре «раз словечко, два словечко»; побудить придумать свои плясовые движения на музыку веселого плясового характера; Совершенствовать умения чисто интонировать, показывать рукой движение мелодии; Закреплять умения точно попадать голосом на первый звук мелодии, правильно брать дыхание; Развитие музыкально – импровизационных навыков в коллективном творчестве; Подводить к умению придумывать мелодию определенного жанра: колыбельную, плясовую, марш; Закреплять умение определять направление мелодии; учить петь в умеренном темпе в запеве и чуть быстрее – в припеве, выпевать долгие звуки, соблюдать паузы; В игре «мелодическое эхо» учить различать жанры; Русск. нар. прибаутка «ах качи»; Русск.нар.п. «зеленые квакушки»; Нем.нар.п «весна»; Венг.нар.п «поздравляем маму»; Мелодия народной частушки; Русск.нар.п. «по улице мостовой»; Нем.нар.п. «у матушки 4 было детей»; Фр.нар.м. «3 мальчугана»; Эст.нар.п. «у каждого свой инструмент»; Т. Попатенко «в нашем оркестре»; Е. Арсенина «закончи песенку»; Колыбельная, плясовая, марш; Е. Тиличеева «труба»; Т. Попатенко «светлый дом»; Известные детям песни разных жанров; Т. Попатенко «светлый дом»; 3.4. Содержание дополнительной образовательной программы 1. Беседа о музыке, о музыкальных инструментах. 2. Различать музыкальные инструменты по тембру. Дать детям понятие, что такое вокальная и инструментальная музыка, о выразительных средствах ее передачи. Используется беседа, рассматривание музыкальных инструментов. 3. Знакомство с симфоническим оркестром. Прослушивание аудиокассеты с записями музыкальных инструментов симфонического оркестра. 4. Понятие о высоких и низких звуках. 5. Песенно-игровое творчество. 6. Музыкально-дидактические игры. 7. Игре на музыкальных инструментах. Консультации для родителей: 1. «Как охранять детский голос» 27 2. «О колыбельных песнях и их необходимости» 3. «Как развивать музыкальный слух у ребенка» 4. «Музыка и дети, музыкатерапия» Предполагаемый результат 1. Проявление интереса к вокальному искусству 2. Умение петь естественным голосом, протяжно, а также восприятие песен разного характера 3. Умение петь без помощи музыкального руководителя. Характеристика развивающей среды в зале для занятий театральной студии: Технологическое оборудование Фортепиано Экран Проектор Музыкальный центр – пульт «Behringer» Ноутбук HP Светильник бактерицидный Зеркала настенные Стул компьютерный Стульчики детские маленькие Стульчики детские большие Стол Лавочки Дом деревянный Наборы костюмов детских Костюмы взрослые Платочки Цветы искусственные Ложки Колокольчики Мячи Обручи Шляпы Бубны Флажки Набор пальчиковый театр Треугольники Набор театр би-ба-бо Маски Металлофон Маракас Парики Очки Кастаньеты деревянные Количество, шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 4 шт. 1 шт. 20 шт. 20 шт. 1 шт. 4 шт. 1 шт. 46 шт. 8 шт. 75 шт. 6 шт. 8 шт. 11 шт. 30 шт. 12 шт. 30 шт. 4 шт. 30 шт. 1 шт. 3 шт. 2 шт. 16 шт. 3 шт. 9 шт. 14 шт. 5 шт. 2 шт. Особенности реализации программы Реализация программы осуществляется два раза в неделю во II половине дня. Занятия в вокальной студии проводится с детьми 4-7 лет. Дети дошкольного возраста принимаются в группы без предварительной подготовки. Объём учебной нагрузки в течение недели определён в соответствии с санитарно-эпидемиологическими 28 требованиями к приёму в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям (Глава XII. п.п.12.9-12.18). Возможны индивидуальные занятия. 29 Список литературы 1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: «Советский композитор», 1989 г. – 33 2. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М.; 1963 г. – 58 с. 3. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003 г. – 232 с. 4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: «Музыка», 1989 г. - 112 с. 4. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с. 5. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ- ПРЕСС», 2000 г. - 33 с. 6. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г. – 175 с. 7. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М.; 1988 г. – 201 с. 8. Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург «Невская нота», 2011 г. – 121 с. 9. Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт – Петербург: «Композитор», 2003 г. – 10. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота», , 2010 г. – 45 с. 11. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. -«Композитор», 2005 г. – 73 с. 12. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с. 13. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального руководителя / вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с. 14. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998 г. – 44 с. 15. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание / вып. №11. - М.; 1940 г.- 123 с. 16. Мовшович А. Песенка по лесенке. - М.: «ГНОМ», 2000 г. – 64 с. 17. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. - М., 2004 г. – 76 с. 18. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. - М.: «Просвещение», 1987 г. – 144 с. 19. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса17 // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959 г. – 103 с. 30