Дополнительная общеразвивающая программа Школа развития

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 385
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 385
620103, г. Екатеринбург, ул. Газетная, 48, тел.: +7 (343) 295-83-32; эл. адрес: mdou385@eduekb.ru,
сайт: http//385.tvoysadik.ru

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ детского сада № 385
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МБДОУ детского сада № 385
___________ О.Е. Исакова
Приказ № 97-доп. от 30.08.2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА «ШКОЛА РАЗВИТИЯ»
Направленность: естественнонаучная.
Возраст участников: от 6 до 7 (8) лет.
Срок реализации - 1 год.

Автор-составитель:
Исакова Оксана Евгеньевна
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024 г.

Содержание:
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................................3
1.1. Пояснительная записка ..........................................................................................................3
1.2. Цель и задачи Программы .....................................................................................................4
1.3. Принципы реализации Программы ......................................................................................4
1.4. Значимые для разработки и реализации Программы возрастные и индивидуальные
особенности....................................................................................................................................5
1.5. Планируемые результаты освоения Программы .................................................................6
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .........................................................................................6
2.1. Содержание деятельности по реализации Программы .......................................................6
2.2. Планирование образовательной деятельности ....................................................................8
2.3. Взаимодействие с семьями ..................................................................................................10
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ...................................................................................10
3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы ................................10
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы ........................................................11
Список литературы ......................................................................................................................12

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено немало работ
выдающихся педагогов и психологов.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению
является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых
сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не
столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития
познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному
обучению - значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих
категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих
умение учиться, придерживались Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г.,
Щербинина С.В.
Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла
учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия,
навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать,
слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом
воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой
требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в
необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления
своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное
усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений,
определяемых совместной деятельностью.
Подготовка детей к школе на сегодня приобретает всё большую актуальность.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической
готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Очень важно подойти к школьным занятиям
гармонично.
Возраст 6 лет — это время постепенного перехода к такому обучению, когда
ребёнок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. У детей формируется
социальная зрелость. Это важный фактор успешного обучения в школе. В этом возрасте,
руки, голова и язык связаны одной ниточкой, поэтому в программе особое внимание
уделяется развитию мелкой моторики рук. Занятия по подготовке к школе для детей
проводятся в игровой форме и направлены на развитие внимания, памяти, логики,
мышления. Дети учатся общаться, сотрудничать друг с другом, расширяют кругозор,
знакомятся с миром эмоции. Обучение превращается в увлекательный процесс и
формирует у детей желание учиться.
Программа разработана в соответствии с:
 Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196, приказ о
внесении изменений в Порядок от 30.09.2020 г. № 533);
 Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к
письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
 Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
детей Свердловской области (Приказ № 136-д от 26.02.2021 г. о проведении
сертификации ДООП для включения в систему ПФДО);
 Уставом МБДОУ детского сада № 385.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы: всестороннее развития познавательных процессов и творческих
способностей в соответствии с возрастом и формирование предпосылок к учебной
деятельности. К предпосылкам учебной деятельности в дошкольном возрасте мы относим
умение планировать деятельность; умение работать по правилу; умение слушать и
понимать взрослого; опосредствование процессов памяти и внимания; создание условий
для формирования готовности к школьному обучению в коллективе сверстников.
Основные задачи:
 Развивать наглядно-образное мышление и формировать начатки логического
мышления: умение использовать умственный образ; умение предвосхищать
результат деятельности; умение выделять существенные признаки и свойства
объектов, выделять части в целом; развитие умения логически мыслить и
устанавливать причинно-следственные связи; располагать объекты по заданному
признаку; расширение словарного запаса;
 Формировать опосредствованные способы запоминания и восприятия: использовать
различные средства для запоминания; создавать символические образы;
произвольно направлять внимание; развитие зрительной, слухоречевой памяти;
 Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания развитие
свойств внимания; развитие воображения;
 Стимулировать преодоление эгоцентрической позиции: умение учитывать желания
и точку зрения другого человека;
 Развивать произвольность поведения: умение сдерживать свои желания; подчинять
своё поведение заданному образцу Формирование навыков общения и совместной
деятельности.
1.3. Принципы реализации Программы
Данная Программа формируется на основе следующей системы дидактических
принципов:
 Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих
факторов (принцип психологической комфортности);
 Новое знание вводится через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип
деятельности);
 Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения
каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
 При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и
явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
 У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании
некоторого критерия (принцип вариативности).

 Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности (принцип творчества)
Основные принципы работы педагога при подготовке детей к школе: учёт
индивидуальных возможностей и способностей детей;
 уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной требовательностью;
 комплексный подход при разработке занятий;
 систематичность последовательность занятий;
 вариативность содержания и форм проведения занятий;
 наглядность.
1.4. Значимые для разработки и реализации Программы возрастные и
индивидуальные особенности
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает
характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического
общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог.
Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе,
живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми
спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся
словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают
активно
употреблять
обобщающие
существительные,
синонимы,
антонимы,
прилагательные и т.д.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается
произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы
словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и
рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками
ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать
снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это
можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в
некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим
отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова,
счетом отдельных предметов.
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей
умений ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе –
развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово»,
«звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у
ребенка осознание речи, ее произвольности. Ведущей идеей второго направления
программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление
детей с различными областями математической действительности.
Одна из важнейших задач программы – развитие мелкой моторики рук и высших
корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие,
воображение, наблюдательность).

1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Программа направлена на расширение психического развития дошкольников в
познавательной, мотивационно-потребностной и эмоционально-личностной сферах в
соответствии с нормативными критериями развития и индивидуальными особенностями. К
потенциальной и долгосрочной задаче программы относится профилактика школьной
дезадаптации и неуспеваемости в школе.
Результатом реализации программы является развитие у детей:
1. наблюдательности и коммуникативных способностей;
2. произвольного внимания;
3. зрительной, слухоречевой памяти;
4. тонкой и грубой моторики;
5. активизации воображения;
6. способности логически мыслить;
7. пространственных представлений;
8. способности адекватно оценивать свою работу.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание деятельности по реализации Программы
Форма проведения занятий – очная, групповая, индивидуальная.
Содержание дополнительной программы разработано таким образом, чтобы
осуществлять преемственность между программами дошкольного образования и
начального звена школы.
Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей
воспитанников. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Занятия проводятся в игровой и
занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество
обучения и ограничить нагрузку на детей.
Важнейшей особенностью психического развития детей старшего дошкольного
возраста является повышенная чувствительность. Во-первых, к усвоению нравственных
норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами
систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребёнка возникает
состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и
высокая обучаемость проявляется и в процессе подготовки к освоению грамотой.
Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребёнка и направить его
желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.
Образовательная деятельность подготовки детей к обучению в школе богата по
содержанию. В ней поставлена задача ознакомления детей с общей картиной окружающего
мира, а это естественно, т.к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в
жизни.
Методы обучения, применяемые на занятиях кружка, многогранны. Они направлены
не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению
ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе
обучения – это необходимое условие для получения знаний, т.к. пережитые знания
становятся убеждением.
Дидактический стержень занятия – деятельность самих детей, что заставляет их
думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выявлять
закономерности.
Программа кружка затрагивает такие образовательные области по ФГОС ДО:
познавательное развитие (восприятие, мышление, память, внимание и т.п.), речевое

развитие (умение составлять рассказы, пересказывать короткие тексты), социальнокоммуникативное развитие (общение с педагогом и со сверстниками, умение работать в
группе, умение помогать и просить помощи, слушать, слышать своих товарищей педагога).
Программа состоит из 30 занятий длительностью 30 минут, включающих
разнообразные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательноисследовательскую, продуктивную.
Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май и рассчитаны на дошкольников
6 – 7 лет, поступающих в следующем году в 1 класс.
Оптимальное количество человек в группе:25 человек.
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных
процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической
зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.
Все занятия предлагаемой Программы имеют между собой смысловую связь. Занятия
строятся на понятном детям материале.
Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра,
рефлексия.

Для формирования положительного отношения к школе в программе используются
следующие упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву», «Ассоциации».
Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно»,
«Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд»,
«Нос – пол - потолок», «Летает – не летает», «Съедобное – не съедобное» и др.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой
моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и
мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к
отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации,
детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях
без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей
конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе
используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка сова», «Путаница», «Ручеек», «Фруктовый салат» и др.
Структура занятий: каждое занятие включает комплекс упражнений по развитию
познавательных процессов (наглядно-образного мышления, восприятия, внимания,
воображения, памяти) и мотивационно-потребностной сферы (прослушивание и
обсуждение сказок, историй и рассказов; сюжетно-ролевые игры).
На занятиях используется рабочие тетради: Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л.,
Топорковой И.Г., Щербининой С.В. «Уроки английского» А. Кордзая «Занимательные
прописи».
Рекомендации, необходимые для проведения занятий
 Добровольное участие детей.
 Продолжительность занятия 30 минут.
 Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией.
 Создание и поддержание в ходе занятия эмоционально-позитивного фона.
 Регулярность и эпизодичность занятий – 1 раз в неделю.
 Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещенность, проветривание, время
проведения).
В программе используются различные упражнения разных авторов: Гавриной С.Е.,
Кутявиной
Н.Л.,
Топорковой
И.Г.,
Щербининой
С.В.,
А.
Кордзая,

Васильевой С.А., Стребелеой Е.А., Тихомировой Л.Ф., Ольшанской Е.В., Гуткиной Н.И.,
Карповой С.И., Мамаевой В.В., Вераксы А.Н., Гуторовой М.Ф. и проч.
2.2. Планирование образовательной деятельности
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к программе по развитию познавательной сферы и
формированию готовности к школьному обучению
для детей 6-7 лет «Школа развития»
Каждое из 30 занятий имеет чёткую структуру и делится на 3 блока:
Блок занятия

I блок

Выработка
мотивационной
готовности к
занятию

Развивающая
часть

Задачи блока
1.формирование
мотивационноэмоциональной
включенности
дошкольников в
занятие;
2. формирование
произвольности
памяти и внимания
развитие
познавательной
сферы и
формирование
предпосылок к
учебной
деятельности

II блок
Разгрузка

III блок

Оценка
деятельности

снятие моторного
напряжения

1.выработка
умения
самостоятельно
оценивать
результат своей и
чужой
деятельности;
2.формирование
навыков учебного
сотрудничества

Материалы к
блоку

Форма работы

игрыприветствия;
чтение коротких
рассказов;
пальчиковая
гимнастика

групповая;
парная;
индивидуальная

Занятия по
рабочей тетради
О.А. Холодовой
«За 3 месяца до
школы»

индивидуальная

пальчиковая
гимнастика;
игры с
двигательной
групповая;
активностью;
парная;
игрыиндивидуальная
считалочки;
упражнения на
двигательную
релаксацию
самооценка
качества своей
работы –
рисование
индивидуальная
соответствующей
парная;
картинки;
игры,
активизирующие
самооценку
деятельности

Завершающая
часть

закрепление
положительного
ритуал прощания
отношения к школе
и учению

групповая;

Тематическое планирование по подготовке к письму
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Название темы
Знакомство с правильной посадкой и правильным положением карандаша в руке
во время письма. Письмо прямых наклонных линий.
Штриховка. Письмо ломаных линий.
Штриховка. Письмо наклонных линий с закруглением внизу.
Штриховка. Письмо наклонных линий с закруглением вверху.
Штриховка. Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу,
составление узора из этих линий.
Штриховка. Письмо волнистых линий.
Штриховка. Составление узора из волнистых линий.
Штриховка. Письмо наклонных линий с петелькой вверху и внизу.
Штриховка. Составление узора из линий с петелькой вверху и внизу.
Штриховка. Письмо овалов.
Штриховка. Письмо полуовалов с-образной формы.
Штриховка. Письмо полуовалов э-образной формы.
Штриховка. Составление узора из полуовалов.
Штриховка. Письмо наклонных линий с петельками разного вида.
Штриховка. Безотрывное письмо волнистой линии.
Штриховка. Письмо прямых наклонных линий с точкой.
Штриховка. Письмо прямых наклонных линий.
Штриховка. Письмо наклонных линий с закруглением внизу вправо и вверху
влево.
Штриховка. Письмо наклонных линий с закруглением внизу влево и вверху
вправо.
Штриховка. Составление узора из линий с закруглением вверху и внизу.
Штриховка. Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу вправо и
влево.
Штриховка. Письмо линий г-образной формы.
Штриховка. Письмо линий л-образной формы.
Штриховка. Письмо волнистой линии.
Штриховка. Безотрывное письмо волнистой линии.
Штриховка. Письмо наклонных линий с петелькой вверху и внизу.
Штриховка. Письмо овалов и наклонных линий с петелькой вверху и внизу.
Письмо полуовалов. Итоговое занятие.
Тематическое планирование по математике

№
1
2
3

Тема занятия
Счёт до 10 (14 часов)
Число 0. Цифра 0.Пространственные отношения: шире, уже, длиннее, короче.
Число 1. Цифра 1. Круг.
Пространственные отношения: справа, слева.
Число 2. Цифра 2. Сравнение групп предметов.

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Знаки: «больше», «меньше», «равно».
Число 3. Цифра 3. Состав числа 3. Треугольник.
Число 4. Цифра 4. Состав числа 4. Прямоугольник. Квадрат.
Число 5. Цифра 5. Состав числа 5. Отрезок.
Числа 1 – 5. Соотношение числа и количества предметов ему соответствующих.
Число 6. Цифра 6. Состав числа 6.
Число 7. Цифра 7. Состав числа 7.
Число 8. Цифра 8. Состав числа 8. Чтение числовых выражений вида: 1+1, 2+2.
Знак «+».
Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. Чтение числовых выражений вида: 2−1, 4− 2.
Знак «−».
Число 10. Состав числа 10.
Числа от 1 до 10.
Количественный и порядковый, прямой и обратный счёт в пределах 10.
Сравнение чисел (3 часа)
Сравнение чисел: одинаково, больше – меньше.
Знаки сравнения: больше, меньше, равно.
Сравнение групп предметов.
Сложение и вычитание (3 часа)
Сложение и вычитание. Знаки « +», « −», «=»
Составление и решение выражений на сложение и вычитание в пределах 10.
Решение выражений на сложение и вычитание в пределах 10.
Решение задач (8 часов)
Решение простых задач на сложение.
Решение простых задач на вычитание.
Составление и решение простых задач на сложение по рисункам.
Составление и решение простых задач на вычитание по рисункам.
Решение простых задач на сложение и вычитание.
Решение выражений и задач.
Повторение состава чисел в пределах 10.
Итоговое занятие «Праздник чисел».

2.3. Взаимодействие с семьями
Форма работы
Родительское собрание с целью выявления будущих первоклассников
Консультации: «Что такое психологическая готовность к школьному обучению»,
«Функциональная готовность к обучению в школе», «Режим дня будущего
первоклассника», «Специальная готовность к обучению в школе», «Мой ребенок левша», «С какими трудностями может столкнуться ребенок в школе», «Игры для
подготовки детей к школе».
Родительское собрание «На пороге школы» с приглашением учителя начальных классов
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Категория обучающихся: программа рассчитана на детей дошкольного возраста - 67 лет.
Прием на обучение по данной программе носит добровольный характер.
Принимаются все желающие по заявлениям родителей (законных представителей).

Кадровое обеспечение. Педагогические работники, реализующие данную
Программу должны иметь высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы,
имеющие практические навыки в сфере организации деятельности детей, без предъявления
требований к стажу работы.
Занятия организованы 1 раз в неделю по 30 минут, продолжительность
соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям (СП 2.4.3648-20) к
организации режима работы.
Занятия построены на принципах обучения развивающего и воспитывающего
характера:
 доступности;
 наглядности;
 целенаправленности;
 индивидуальности;
 результативности.
Форма обучения: очная, групповая.
Форма аттестации не предусмотрена.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации программы дошкольной подготовки имеется необходимая
предметно–развивающая среда. Она включает кабинет для занятий и совместной
деятельности детей, размещение учебного оборудования соответствует требованиям и
нормам СП 2.4.3648-20, правилам техники безопасности и пожарной безопасности.
Требования к мебели: количество стульев соответствует количеству и возрасту
обучающихся; обеспечивает возможность индивидуальной работы, работы в микрогруппах
и коллективной работы.
Оснащение учебного процесса: магнитная доска, маркеры, раздаточный материал –
канцелярские принадлежности для творческих работ.

Список литературы
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Веселая психогимнастика, или как научить ребенка
управлять самим собой: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2012.
2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада./Воронеж,
ТЦ «Учитель», 2001.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
4. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет:
пособие для психологов и педагогов. - М.: МОЗАИКА – СИНТНЗ, 2012.
5. Веракса А. Н., Гутурова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для
педагогов и психологов. -2-е изд., испр. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
6. Иванова Н.Н. Диагностика развития познавательной сферы как основа построения
индивидуализированных программ психолого-педагогического сопровождения
дошкольника: Методические рекомендации для специалистов системы образования
/Н.Н. Иванова, А.В.Можейко. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2006.
7. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного
возраста: Кн. для воспитателя дет. сада /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова,
Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1998.
8. Кокукуева Л. В. Психолого- педагогическое сопровождение развития ребенка в
детском саду: Методическое пособие. -М.: «Педагогическая литература», 2011.
9. Панфилова М. А. «Лесная школа» Коррекционные сказки для дошкольников и
младших школьников.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В.
Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
11. Светлова И.Е. Большая книга заданий и упражнений на развитие логики малыша. М.: Изд-во Эксмо, 2006.
12. Семенака С. И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе.
Коррекционно- развивающие занятия. -5 –е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2012.
13. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1996.
14. Урунтаева Г.В., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимат. дидакт.
задания для детей ст. дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М.: Просвещение, 1994.
15. Холодова О.А.За три месяца до школы. Сер.: Юным умникам и умницам / Развитие
познавательных способностей/Рабочая тетрадь. РОСТкнига, 2013г.
16. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995.
17. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе: Конспекты
занятий, демонстрационный и раздаточный материал. - М.: Прометей; Книголюб,
2002.
18. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи
дошкольников. -М.: ТЦ Сфера, 2008.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575881

Владелец

Исакова Оксана Евгеньевна

Действителен

С 18.03.2021 по 18.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».