Содержание программы: 1. Основные характеристики общеразвивающей программы................................................................. 3 1.1. Пояснительная записка. ....................................................................................................................... 3 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы. .................................................................................. 6 1.3. Содержание общеразвивающей программы. ..................................................................................... 7 1.4. Планируемые результаты освоения Программы.............................................................................28 2. Организационно-педагогические условия. .........................................................................................29 2.1. Условия реализации программы. ......................................................................................................29 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. ..................................................................30 3. Список литературы. ..............................................................................................................................31 1. Основные характеристики общеразвивающей программы. 1.1. Пояснительная записка. Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка. Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость целенаправленно обновления и систематизации речевой работы в дошкольных образовательных организациях. Данное обстоятельство диктует необходимость рассмотрения классического подхода к организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобрести навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 2-6 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Во второй младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. В связи с этим возникает необходимость оказывать помощь детям 2-6 лет в форме кружка. Кружковая работа облегчает подготовку к основным НОД по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся: Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Формирование правильного речевого дыхания; Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальный голос и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Развитие фонематического слуха. Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще. Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. №196; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №39-3242 «О направлении информации»; Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. 30384); Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 30038); Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Устав МБДОУ детского сада № 385. Адресат общеразвивающей программы. Речь – сложная функциональная система, в основе которой лежит знаковая система языка в процессе общения. Доказано, что речь развивается комплексно: активная речь ребёнка и понимание им речи взрослых развивается одновременно. В норме речевое развитие охватывает период от 1 года до 5 (реже -до 6) лет. При этом звуки ребенок усваивает не изолированно, а в составе целых слов. Но т.к. многие звуки у него еще отсутствуют или заменяются другими звуками, то звуко-слоговая структура слов оказывается искаженной, и лишь постепенно она все более и более уточняется, приближается к норме. Звуки речи усваиваются ребенком по принципу от легкого к трудному. Это значит, что в первую очередь он овладевает произношением тех звуков, в произношении которых нет точных и дифференцированных движений артикуляционного аппарата. На протяжении 3-го года жизни в развитии ребёнка происходят значительные изменения. Очень увеличивается роль речи в поведении ребёнка. Все реакции этого возраста на окружающее связаны с речью. Ребёнок хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся к тому, что его непосредственно окружает. Быстро растёт словарь, он достигает 1000 слов. Ребёнок употребляет почти все части речи: существительные (кто? что?), глаголы (что делает?), прилагательные (какой?). Употребляет предлоги -за, под, перед, в, на, у, с, к, и др. (например, с папой; на стул; у яблочка). Ребёнок начинает говорить распространёнными предложениями. Например, "Договорились, сначала я морковку съем, а потом пойдём с тобой гулять". Или: "Мамочка, посмотри, какие красивые цветы тётя несёт!". Меняется характер общения со взрослыми и детьми: общение становится речевым. Ребёнок начинает мыслить и сравнивать (снег белый, как сахар); обобщать (яблоко красное и флажок красный); делать умозаключения (мальчики мамы не бывают...). Дети этого возраста становятся почемучками, то есть задают много вопросов (как, где, когда, а куда). Умеют пересказывать (по вопросам) сказку или рассказик. Ребёнок использует суффиксальное словообразование: большая собака, а маленькая собачка (кошка -кошечка; заяц -зайчик, зайка и т.д.) В тоже время, это возраст интенсивного развития связной речи. Переход от ситуативной к контекстной требует большой согласованности в работе Ц.Н.С., речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и др. Некоторая рассогласованность в работе Ц.Н.С., в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения. Это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникнуть заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, дает протест на завышенные к нему требования. Если на этом этапе возникло заикание, то оно может быть обусловлено и возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций. В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Правильное звукопроизношение усваивается ребенком на основе подражания речи взрослых. К 3-4 годам он улавливает на слух различие между собственным несовершенным произношением и произношением взрослых и «подтягивает» свое произношение к этому образцу. В возрасте от 3 до 5 лет происходит усвоение сначала свистящих звуков С, З, Ц, а потом шипящих Ш, Щ, Ж, Ч. Эти группы звуков уже гораздо более сложны по артикуляции, поскольку для их образования необходимы тонкие дифференцированные движения языка, а также вполне определенное положение губ. Поэтому не случайно у многих детей именно на этих звуках впервые проявляются патологические нарушения звукопроизношения, тогда как более простые звуки произносились ими правильно. У детей 4-го года жизни широко используется разговорная форма речи. Увеличивается словарь, изложение связное. Предметы объединяются по назначению: одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, т.д. Согласовываются правильно существительные и прилагательные (синее платье; синий шарик) или существительные и числительные (пять шариков, один шарик); правильно употребляются падежные окончания. Дети хорошо рассказывают или пересказывают. В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Режим и объем занятий. Занятия с детьми проводятся один раз в неделю. Занятия проводятся подгруппами по 6-10 детей. № 1 2 Вид образовательной деятельности Первый год обучения (3-4 года) Второй год обучения (4-5 лет) Количество часов в неделю Количество часов в месяц Количество часов в год 1 (15 минут) 4 (60 минут) 32 (480 минут) 1 (20 минут) 4 (80 минут) 36 (720 минут) 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы. Цель: Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и мелкой моторики рук, а также создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников. Задачи: 1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции. 2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата 3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков). 4. Развивать движения кистей и пальцев рук. 5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания; 6. Развивать фонематические представления и навыки. 7. Развивать связную речь (диалогической и монологической форм). 8. Воспитание звуковой и лексической культуры речи. 1.3. Содержание общеразвивающей программы. Содержание работы с детьми (3-4 года) Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. Называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»). Связная речь. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Перспективно-тематическое планирование 3-4 года Месяц/ неделя Октябрь Тема/Цель: 1 Методы и приёмы: Тема: «Знакомство с органами 1. «Сказка о весёлом язычке» артикуляционного аппарата». 2. Упр. на мелкую моторику Цель: Формировать «Кольцо», «Ушки», «Рожки», элементарное представление детей об органах артикуляции: рот, зубы, губы, язык и нёбо. Знакомство с основными движениями языка Тема: «Выработка длительного выдоха». Цель: Добиваться длительного, непрерывного выдоха 2 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (А)» Цель: «Добиваться умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд» 3 4 Тема: «Воспитание чёткого произношения звука (А) в словах». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (А) в словах «Ножки шагают», «Очки». 3. Развитие дыхания: «Согрей ладошки». 4. Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука», 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звук». 1. Артик. упр. для губ и языка с картинками («Улыбка», «Дудочка», «Заборчик») 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья» Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья. 3. Развитие дыхания игра: «Подуй на листик» 4. Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука», 5. Развитие фонематического слуха: «Послушаем звуки вокруг нас». 1. Артикуляционное упражнение «Окошко». Игра «Кормление птенцов». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, у гусыни есть гусёнок, у индюшки - индюшонок, а у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши, все красивы, хороши. 3. Развитие дыхания: «Малыш плачет». Вдох носом, на выдохе ртом пропеваем звук (А) 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (А) Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука» 5. Развитие фонематического слуха: Упр. «Кто как кричит?» голоса домашних птиц 1. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье», «Оближем губки». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Вот стоит чудесный сад: сливы, яблоки и груши. Для нашего Ванюши». 3. Развитие дыхания: Игра «Успокой куклу» (А-А-А) 4. Автоматизация звука (А) в словах Тема: «Звукоподражание. Кто как кричит» Цель: Развивать речевой слух и речевую активность детей. 1 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (У)» Цель: Добиваться умения вытягивать губы вперёд трубочкой. Ноябрь 2 Тема: «Закрепление произношения звука (У). Цель: Добиваться длительного произнесения звука (У) 3 и предложениях. Физкультминутка: «Выросли деревья в поле». 5. Развитие фонематического слуха: «Громко-тихо» (Кукла плачет) 1. Артикуляционное упражнение «Лошадка» 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания: Упр. «Котенок» (вдох носом, на выдохе ртом пропеваем - мяу), упр. «Сдуй карандаш». 4. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: Упр. «Кто как кричит» (домашние животные). 1. Артикуляционные упражнения «Трубочка», «Хоботок». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания. Вдох носом, на выдохе губы трубочкой и дуем на лепесточки цветка. 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (У) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Высоко – низко». (У-у-у) -поёт медведь и (у-у-у) поёт птичка. 1. Артикуляционное упражнение «Поезд». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья» Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья. 3. Развитие дыхания. Упражнение 4 1. Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (И)». 2. Цель: Воспитывать у детей умение растягивать губы в улыбке, показывая верхние и нижние передние зубы. Тема: «Закрепление произношения звука (И). Цель: Добиваться длительного произнесения звука (И) Декабрь 1 «Ладошки греем», дуем на ладошки губы вытянуты. 4. Автоматизация звука (У) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звук» 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Посуда». Посуду моет наш Антошка, моет вилку, чашку, ложку, вымыл блюдце и стакан и закрыл покрепче кран. 3. Развитие дыхания. Упражнение «Сдуй салфетку со стола». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (И) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звуковой ряд». 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка – трубочка – заборчик». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания: «Дует ветер» Сильный и слабый (на листочек). 4. Автоматизация звука (И) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Кто как кричит» (домашние животные) с усложнением (мама и детёныш). 2 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (О)». Цель: Формировать умение детей выдвигать губы вперёд, округляя их. Тема: «Закрепление произношения звука (О). Цель: Добиваться чёткого произношения звука (О) 3 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (М)». Цель: Научить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении. 4 1. Артикуляционное упражнение «Окошечко», «Бублик». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» 3. Развитие дыхания: «Сдуй снежинку с ладони». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (О) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звуковой ряд». 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка-трубочка», «Заборчик – окошечко». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика). Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Загони мяч в ворота». 4. Автоматизация звука (О) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: различение неречевых звуков. 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка – трубочка- заборчик», «Сомкнем губки» 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёлочка». Перед нами ёлочка, шишечки иголочки, шарики, фонарики, звёздочки и свечки зайки, человечки. 3. Развитие дыхания: «Сдуй снежинку с ладони». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (М) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: Различение звучания музыкальных инструментов. Тема: «Закрепление произношения звука (М). Цель: Добиваться чёткого произношения звука (М) 1 2 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (П)». Цель: Научить детей без напряжения смыкать губы и удерживать их в таком положении. Тема: «Закрепление произношения звука (П). Цель: Учить детей чётко произносить слова со звуком (П). 3 Февраль 1 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (Б)». Цель: Учить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении. 1. Артикуляционные упражнения «Качели», «Часики». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Прогулка». 1,2,3,4,5, выли мы во двор гулять, бабу снежную лепили птичек крошками кормили. С горки мы потом катались, а ещё в снегу валялись, все в снегу дамой пришли, съели суп и спать легли. 3. Развитие дыхания: «Фокус». 4. Автоматизация звука (М) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звуковой ряд» 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Качели», «Часики». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Сдуй снежок через трубочку». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (П) Физкультминутка «Снеговик». 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слог». 1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Задуем свечи на торте». 4. Автоматизация звука (П) в словах и предложениях. Физкультминутка «На горке». 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слог». 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Блинчик», «Месим тесто». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Дракончик» Тема: «Закрепление произношения звука (Б). Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Б) в словах. 2 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (Ф)». Цель: Учить детей показывать верхние зубы, приподнимая верхнюю губу. 3 4 Тема: «Закрепление произношения звука (Ф)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Ф) в словах, названиях игрушек. 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (Б) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слоги». 1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел». 3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе сочетания из двух звуков (Би). 4. Автоматизация звука (Б) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Узнай по голосу». «Мы немного порезвились, по местам все разместились. Ты загадку отгадай: Кто позвал тебя, узнай». 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Блинчик», «Месим тесто». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел». 3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе слога ФА. 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (Ф) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (А)» 1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье», «Накажем непослушный язычок». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ходит бродит вдоль дорожек добрый и колючий ёжик». 3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе слогов (фа-фо - фуфы). 1 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (В)». Цель: Учить детей приподнимать верхнюю губу, показывая передние зубы Тема: «Закрепление произношения звука (В)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (В) в словах и предложениях. 2 Март Тема: «Дифференциация звуков В-Ф в словах и предложениях». Цель: Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков (В-Ф) в речи. 3 4. Автоматизация звука (Ф) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слоги». 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Почистим зубки», «Киска сердится» 2. Массаж ладошек шестигранным карандашом. «Ходит бродит вдоль дорожек добрый и колючий ёжик». 3. Развитие дыхания: «Задуем свечу» 4. Отработка звука (В) изолированно, в слогах, словах. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (О) 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Почистим зубки», «Киска сердится» 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Дождик» 3. Развитие дыхания: Упр. «Теплый ветерок» Тёплый воздух выдыхай, свои ручки согревай. 4. Отработка звука (В) в словах и предложениях (У нашего Ванечки маленькие валенки). 5. Развитие фонематического слуха: «Угадай, кто идёт» (вук барабана медведь-, металлафона - мышка). 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Часики», «Киска сердится». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья» Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья. 3. Развитие дыхания: «Громкотихо». Громкое звучание металлофона птички летают, тихое приседают. 4. Отработка различения звуков (ВФ) в словах и предложениях. Пересказ рассказа «Ёж». Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (Т)». Цель: научить детей поднимать широкий передний край языка наверх. 4 Тема: «Закрепление произношения звука (Т)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Т) в словах и предложениях. 1 Апрель 2 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (Д)». Цель: Добиться умения поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к нёбу. «Поймай звук». «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (У)». 1. Артикуляционные упражения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Почистим верхние зубки». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья» Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья. 3. Развитие дыхания: «Шарик». Вдох — надуваем животик, выдох сдуваем животик. 4. Отработка изолированного произношения звука (Т), в слогах, словах. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори за мной» дети отстукивают ритмический рисунок. 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Вкусное варенье», «Чистим верхние зубки». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания: «Сдуй цветок с ладони». 3. Отработка произношения звука (Т) в словах, чистоговорках и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Охотник». «Хлопни, когда услышишь звук (Т)» (среди других звуков, слогов). 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лошадка», «Барабан». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым Тема: «Закрепление произношения звука (Д)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Д) в словах и предложениях. 3 4 Май 1 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (К)». Цель: Добиваться от каждого ребёнка умения выгибать спинку языка при опущенном вниз кончике языка. Тема: «Закрепление произношения звука (К)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (К) в словах и предложениях. пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания: «Чей кораблик уплывёт дальше». 4. Отработка изолированного произношения звука (Д), в слогах, словах («Дятел» дятел дерево долбит, дятел клювом дуб долбит. На весь лес он стучит д-д-д») Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: определение неречевых звуков. 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лошадка», «Барабан». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Играем на дудочке» (ротовой выдох «ду-дуду»). 3. Отработка произношения звука (Т) в словах, чистоговорках и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (д) среди других звуков». 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Горка», «Киска сердится». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Колобок». 4. Отработка изолированного произношения звука (К), в слогах, словах. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Поймай звук». «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (И)». 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Горка», «Киска сердится». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел». 3. Развитие дыхания: Вдохни аромат цветов (вдох носом, на выдохе – Аа-а-х). 4. Отработка произношения звука (К) в словах, чистоговорках и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: повторить слоговой ряд. Итоговая диагностика детей. Анализ результатов диагностики. Содержание работы с детьми (4-5 лет) Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.). Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. Перспективно-тематическое планирование 4-6 лет Месяц/ Тема/Цель: Методы и приёмы: неделя 1 Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата». Цель: Формировать элементарное представление детей об органах артикуляции: рот, зубы, губы, язык и нёбо. Знакомство с основными движениями языка Тема: «Выработка длительного выдоха». Цель: Добиваться длительного, непрерывного выдоха 2 Октябрь Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (А)» Цель: «Добиваться умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд» 3 1. «Сказка о весёлом язычке» 2. Упр. на мелкую моторику «Кольцо», «Ушки», «Рожки», «Ножки шагают», «Очки». 3. Развитие дыхания: «Согрей ладошки». 4. Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука», 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звук» программа ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.4-6 1. Артик. упр. для губ и языка с картинками («Улыбка», «Дудочка», «Заборчик») 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья» Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья. 3. Развитие дыхания игра: «Подуй на листик» 4. Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука», 5. Развитие фонематического слуха: «Послушаем звуки вокруг нас». программа ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.4-6. 1. Артикуляционное упражнение «Окошко». Игра «Кормление птенцов». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, у гусыни есть гусёнок, у индюшки - индюшонок, а у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши, все красивы, хороши. 3. Развитие дыхания: «Малыш плачет». Вдох носом, на выдохе ртом пропеваем звук (А) 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (А) Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука» 5. Развитие фонематического слуха: Упр. «Кто как кричит?» голоса домашних птиц программа Тема: «Воспитание чёткого произношения звука (А) в словах». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (А) в словах 4 Тема: «Звукоподражание. Кто как кричит» Цель: Развивать речевой слух и речевую активность детей. 1 Ноябрь 2 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (У)» Цель: Добиваться умения вытягивать губы вперёд трубочкой. ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э. Теремковой Часть №1 стр.7-9 1. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье», «Оближем губки». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Вот стоит чудесный сад: сливы, вишни, виноград, яблоки и груши. Для нашего Ванюши». 3. Развитие дыхания: Игра «Успокой куклу» (А-А-А) 4. Автоматизация звука (А) в словах и предложениях. Физкультминутка: «Выросли деревья в поле». 5. Развитие фонематического слуха: «Громко-тихо» (Кукла плачет) ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э. Теремковой Часть №1 стр.7-9 1. Артикуляционное упражнение «Лошадка» 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания: Упр. «Котенок» (вдох носом, на выдохе ртом пропеваем - мяу), упр. «Сдуй карандаш». 4. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: Упр. «Кто как кричит» (домашние животные). ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.10-11 1. Артикуляционные упражнения «Трубочка», «Хоботок». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания. Вдох носом, на Тема: «Закрепление произношения звука (У). Цель: Добиваться длительного произнесения звука (У) 3 4 Декабрь 1 1. Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (И)». 2. Цель: Воспитывать у детей умение растягивать губы в улыбке, показывая верхние и нижние передние зубы. Тема: «Закрепление произношения звука (И). Цель: Добиваться длительного произнесения звука (И) выдохе губы трубочкой и дуем на лепесточки цветка. 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (У) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Высоко – низко». (У-у-у) -поёт медведь и (у-у-у) поёт птичка. ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.10-12 1. Артикуляционное упражнение «Поезд». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья» Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья. 3. Развитие дыхания. Упражнение «Ладошки греем», дуем на ладошки губы вытянуты. 4. Автоматизация звука (У) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звук» ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.13-15 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Посуда». Посуду моет наш Антошка, моет вилку, чашку, ложку, вымыл блюдце и стакан и закрыл покрепче кран. 3. Развитие дыхания. Упражнение «Сдуй салфетку со стола». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (И) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звуковой ряд». ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.13-15 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка – трубочка – заборчик». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги 2 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (О)». Цель: Формировать умение детей выдвигать губы вперёд, округляя их. Тема: «Закрепление произношения звука (О). Цель: Добиваться чёткого произношения звука (О) 3 4 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания: «Дует ветер» Сильный и слабый (на листочек). 4. Автоматизация звука (И) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Кто как кричит» (домашние животные) с усложнением (мама и детёныш). ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.16-18 1. Артикуляционное упражнение «Окошечко», «Бублик». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» 3. Развитие дыхания: «Сдуй снежинку с ладони». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (О) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звуковой ряд». ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.16-18 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка-трубочка», «Заборчик – окошечко». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика). Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Загони мяч в ворота». 4. Автоматизация звука (О) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: различение неречевых звуков. ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.19-21 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка – трубочка- заборчик», «Сомкнем губки» правильного произношения звука (М)». Цель: Научить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении. Тема: «Закрепление произношения звука (М). Цель: Добиваться чёткого произношения звука (М) 1 2 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (П)». Цель: Научить детей без напряжения смыкать губы и удерживать их в таком положении. 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёлочка». Перед нами ёлочка, шишечки иголочки, шарики, фонарики, звёздочки и свечки зайки, человечки. 3. Развитие дыхания: «Сдуй снежинку с ладони». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (М) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: Различение звучания музыкальных инструментов. ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.19-21 1. Артикуляционные упражнения «Качели», «Часики». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Прогулка». 1,2,3,4,5, выли мы во двор гулять, бабу снежную лепили птичек крошками кормили. С горки мы потом катались, а ещё в снегу валялись, все в снегу дамой пришли, съели суп и спать легли. 3. Развитие дыхания: «Фокус». 4. Автоматизация звука (М) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори звуковой ряд» ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.22-24 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Качели», «Часики». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Сдуй снежок через трубочку». 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (П) Физкультминутка «Снеговик». 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слог». ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.22-24 Тема: «Закрепление произношения звука (П). Цель: Учить детей чётко произносить слова со звуком (П). 3 Февраль 1 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (Б)». Цель: Учить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении. Тема: «Закрепление произношения звука (Б). Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Б) в словах. 2 1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Задуем свечи на торте». 4. Автоматизация звука (П) в словах и предложениях. Физкультминутка «На горке». 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слог». ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э. Теремковой Часть №2 стр. 4-6 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Блинчик», «Месим тесто». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Дракончик» 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (Б) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слоги». ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2 стр. 4-6 1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел». 3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе сочетания из двух звуков (Би). 4. Автоматизация звука (Б) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Узнай по голосу». «Мы немного порезвились, по местам все разместились. Ты загадку отгадай: Кто позвал тебя, узнай». ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (Ф)». Цель: Учить детей показывать верхние зубы, приподнимая верхнюю губу. 3 Тема: «Закрепление произношения звука (Ф)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Ф) в словах, названиях игрушек. 4 Март 1 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (В)». Цель: Учить детей приподнимать верхнюю губу, показывая передние зубы Н.Э.Теремковой Часть №2 стр. 7-9 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Блинчик», «Месим тесто». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел». 3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе слога ФА. 4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (Ф) Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (А)» ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э. Теремковой Часть №2 стр. 7-9 1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье», «Накажем непослушный язычок». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ходит бродит вдоль дорожек добрый и колючий ёжик». 3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе слогов (фа-фо - фуфы). 4. Автоматизация звука (Ф) в словах и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори слоги». ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э. Теремковой Часть №2 стр. 10-12 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Почистим зубки», «Киска сердится» 2. Массаж ладошек шестигранным карандашом. «Ходит бродит вдоль дорожек добрый и колючий ёжик». 3. Развитие дыхания: «Задуем свечу» 4. Отработка звука (В) изолированно, в слогах, словах. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (О). ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2 стр. 10-12 Тема: «Закрепление произношения звука (В)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (В) в словах и предложениях. 2 Тема: «Дифференциация звуков В-Ф в словах и предложениях». Цель: Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков (В-Ф) в речи. 3 4 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (Т)». Цель: научить детей поднимать широкий передний край языка наверх. 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Почистим зубки», «Киска сердится» 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Дождик» 3. Развитие дыхания: Упр. «Теплый ветерок» Тёплый воздух выдыхай, свои ручки согревай. 4. Отработка звука (В) в словах и предложениях (У нашего Ванечки маленькие валенки). 5. Развитие фонематического слуха: «Угадай, кто идёт» (вук барабана медведь-, металлафона - мышка). ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э. Теремковой Часть №2 стр. 13-15 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Часики», «Киска сердится». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья» Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья. 3. Развитие дыхания: «Громко-тихо». Громкое звучание металлофона птички летают, тихое приседают. 4. Отработка различения звуков (ВФ) в словах и предложениях. Пересказ рассказа «Ёж». Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Поймай звук». «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (У)». ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2 стр. 13-15 1. Артикуляционные упражения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Почистим верхние зубки». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья» Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья. 3. Развитие дыхания: «Шарик». Вдох — надуваем животик, выдох сдуваем животик. 4. Отработка изолированного Тема: «Закрепление произношения звука (Т)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Т) в словах и предложениях. 1 Апрель Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (Д)». Цель: Добиться умения поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к нёбу. 2 произношения звука (Т), в слогах, словах. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Повтори за мной» дети отстукивают ритмический рисунок. ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2 стр. 16-18 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Вкусное варенье», «Чистим верхние зубки». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания: «Сдуй цветок с ладони». 3. Отработка произношения звука (Т) в словах, чистоговорках и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Охотник». «Хлопни, когда услышишь звук (Т)» (среди других звуков, слогов). ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2 стр. 16-18 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лошадка», «Барабан». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну). 3. Развитие дыхания: «Чей кораблик уплывёт дальше». 4. Отработка изолированного произношения звука (Д), в слогах, словах («Дятел» дятел дерево долбит, дятел клювом дуб долбит. На весь лес он стучит д-д-д») Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: Тема: «Закрепление произношения звука (Д)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Д) в словах и предложениях. 3 4 Май 1 Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата для формирования правильного произношения звука (К)». Цель: Добиваться от каждого ребёнка умения выгибать спинку языка при опущенном вниз кончике языка. Тема: «Закрепление произношения звука (К)». Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (К) в словах и предложениях. определение неречевых звуков. ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2 стр. 19-21 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лошадка», «Барабан». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Играем на дудочке» (ротовой выдох «ду-дуду»). 3. Отработка произношения звука (Т) в словах, чистоговорках и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (д) среди других звуков». ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2 стр. 19-21 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Горка», «Киска сердится». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом. 3. Развитие дыхания: «Колобок». 4. Отработка изолированного произношения звука (К), в слогах, словах. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: «Поймай звук». «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (И)». ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №2 стр. 19-21 1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Горка», «Киска сердится». 2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел». 3. Развитие дыхания: Вдохни аромат цветов (вдох носом, на выдохе – А-аа-х). 4. Отработка произношения звука (К) в словах, чистоговорках и предложениях. Физкультминутка. 5. Развитие фонематического слуха: повторить слоговой ряд. ЛОГОМЕР 2. 6. Работа по книге Н.Э. Теремковой Часть №2 стр. 22-24 Итоговая диагностика детей. Анализ результатов диагностики. 1.4. Планируемые результаты освоения Программы В соответствии с ФГОС ДО речевого развития дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. К концу дошкольного возраста ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью. У ребёнка складываются предпосылки к овладению грамотности. • В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нѐба, щѐк); • Выработка точных и четких движений кистей и пальцев рук; • Сформированность правильного физиологического и речевого дыхания; • Сформированность фонематических процессов. Дети в возрасте (3-4 года) Рассматривает сюжетные картинки. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него. Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого. Дети в возрасте (4-5 лет) Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница). -Умеет выделять первый звук в слове. Рассказывает о содержании сюжетной картинки. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки. Образовательная область «Чтение художественной литературы» Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним. Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок). 2. Организационно-педагогические условия. 2.1. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение. Наличие логопедического кабинета, оснащенного необходимым оборудованием и наглядными пособиями: настенное зеркало(50х100) индивидуальные зеркала (15шт.) логопедические зонды вата или ватные диски, спирт методическая литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков картотека (для заданий на дом) на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры) картинный материал над рабочим зеркалом – артикуляционная гимнастика в картинках разнообразные конструкторы шнуровки мозаика пазлы пирамидки, матрешки, мелкие игрушки игры с пуговицами, спичками миниатюрные сухие пальчиковые бассейны трафареты (в соответствии с лексическими темами) картотека пальчиковой гимнастики, а также упражнений на координацию речи и движения картотека рассказов и сказок для пересказывания картотека загадок (народные загадки, загадки в форме описания предметов, загадки с пропущенным словом или «Доскажи словечко») подбор предметных, сюжетных и серий сюжетных картин для составления рассказов разной сложности картинный материал по всем лексическим темам словесные игры наборы картинного материала: антонимы, синонимы и омонимы подборка игровых заданий на закрепление грамматических категорий родного языка (предлоги, падежные формы, множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.) детские музыкальные инструменты теннисные шарики, трубочки – соломинки для коктейля настольный бумажный театр (передвигать персонажей, используя воздушную струю) картотека дыхательных упражнений надувные игрушки. схемы для определения позиции звука в слове «звуковые домики» (для определения позиции звука в слове) картинный материал (подборка на каждый звук родного языка по принципу: звук в начале слова, в середине слова, в конце слова) Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог, имеющий высшее образование - специалитет или магистратура в области дефектологии или высшее образование - специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области логопедии. Без предъявления к стажу педагогической работы. Методические материалы. Дидактический материал Книжки-малышки с народными потешками и колыбельными песенками и яркими картинками. Художественная литература. Сказки, рассказы, поэзия, проза. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи («Один и много», «Короткие слова» и т.д.) Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений. Сюжетные картины, для составления описательного рассказа. Лото, домино, игры- ходилки по изучаемым темам. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Наборы игрушек для инсценирования сказок, маски-шапочки, настольные театры, различные атрибуты для инсценировки сказок. Настольно-печатные игры для развития внимания, памяти, мышления, обобщающей функции речи («Классификация», «Назови одним словом»). СД с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, логоритмических игр и упражнений) 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. п/ п Ф.И. ребё нка Сост ояние обще й мото рики Сост ояние мелк ой мото рики Состояни е артикуляц ионной моторики Фонемат ические восприят ие Звукопроиз ношение (звуки раннего онтогенеза) Сост ояние актив ного слова ря Свя зна я реч ь Уро вень разв ития 1 2 3 4 Условные обозначения диагностических параметров: 3 – норма (нарушений нет), ребенок выполняет задание правильно, самостоятельно; 2 – незначительные отклонения от нормы (не грубое нарушение), ребёнок выполняет задание с помощью взрослого; 1 – значительное отклонение от нормы (грубое нарушение), ребёнок не может выполнить задание. Результаты диагностики уровня развития детей Начало года Конец года Уровень Количество Количество детей % % детей Норма Незначительные отклонения от нормы Значительное отклонение от нормы 3. Список литературы. 1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г., Лопатина Л.В., Ноткина Н.А., Овчинникова Т.С., Яковлева Н.Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. – СПб., 2009. 2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 3. Буренина А. И. Ритмическая пластика. – СПб., 2009. 4. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. 5. Взаимодействие образовательных учреждений с городской ПМПК (методические рекомендации) / Под ред. И.И. Усановой. – Мурманск, 2009. 6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – СПб., 2010. 7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2008. 8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2006. 9. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: АИРИШ, 2008. 10. Логинова Е.А. Нарушения письма, особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб., 2007. 11. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой – М. 2005. 12. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2005. 13. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной – М., 2003. 14. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 2010. 15. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2009. 16. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб., 2008. 17. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – СПб., 2010. 18. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. – СПб., 2010. 19. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетикофонематической системы речи. – СПб., 2010. 20. Степанова О.А. Дошкольная логопедическая служба. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 21. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002. 22. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008. 23. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М., 2009. 24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. – М.: Школьная пресса, 2003. 25. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2007. 26. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – СПб., 2004. 27. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., 2000. 28. Цейтлин С.Н., Погосян В.А., Еливанова М.А., Шапиро Е.И. Язык, речь, коммуникация. Словарь. – СПб., 2006. Перечень методических пособий 1. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c. 2. Косинова, Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет / Е.М. Косинова. - М.: Эксмо, 2012. - 112 c. 3. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. - 190 c. 4. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. - М.: Эксмо, 2018. 192 c. 5. Я учусь пересказывать. Части 1-5. – СПб.: ООО «Издательство «Детсво-пресс», 2017. 6. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой: Л.С.Вакуленко. - СПб.: ООО «Издательство «Детсво-пресс», 2011. – 240с. 7. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда / С.А. Миронова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 192 c. 8. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 624 c. 9. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи от 3 до 4 лет / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 48 c. 10. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / . 11. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе. 12. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»). 13. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Интернет ресурсы: 21. http://www.logoped.ru/skotes30.htm; 22. http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/defektologija 23. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/07/16/rabochaya-programma- vospitaniya-i-obucheniya-detey-s-narusheniyami 24. http://www.pedlib.ru 25. hhh://vk.com.rechecvetik Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)