21.02.2024
Проблема включения людей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Всего в мире насчитывается
200 миллионов детей с ОВЗ.
Рост численности детей с ОВЗ в
России сопровождается поиском путей решения проблем
этой группы населения, создания для них без барьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации
в обществе. Вместе с тем ожидания
этой группы детей не всегда согласуются с условиями российской действительности, которая не может
удовлетворить все потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи,
в которой он проживает.
ОВЗ у детей связаны
непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении,
обучении, овладении профессиональными навыками. Содействие успешной
адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, создание для
этого соответствующих условий
являются предметом заботы и практической деятельности не только педагогов и медицинских работников, но и значительного числа других специалистов социальных работников, дефектологов, психологов, юристов.
Опыт адаптации детей с ОВЗ реализуется на базе МБДОУ детский сад № 385. В
группе есть дети с задержкой речевого, интеллектуального и психического развития.
Большинству детей с ОВЗ необходим длительный адаптационный период. Адаптация – это часть приспособительных
реакций ребенка, который может испытывать трудности
при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.) В этот период педагоги должны снять стресс,
обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать
спокойную обстановку, наладить
контакт с ребенком и родителями.
Организация
воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает учет всех факторов аномального развития (биологических,
психологических, социальных) с целью
их ослабления нейтрализации или устранения и внесение изменений в формы коррекционно – развивающей работы. Для
большинства таких детей характерны
моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения
изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени,
отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы:
групповых, подгрупповых, индивидуальных. У детей с ОВЗ, как правило, неустойчивая
самооценка, они не верят в
собственные силы, эмоционально-волевая сфера у
таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень
памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы
речи ниже возрастной нормы. Наша задача – помочь семье, воспитывающей такого ребенка. Необходимо предусмотреть не только коррекционные проблемы,
направленные на предупреждение и преодоление недостатков речи, но и использовать
другие приемы и методы воздействия. Необходим
комплексный подход к нормализации речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для более успешной адаптации
детей с ОВЗ используем следующие
методы:
1.
Сказкотерапия – уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания
и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдая за героями, ребенок
учится решать проблемы. Мы тактично направляем мысли,
чувства, поступки детей в нужное русло.
Здоровая идея, что все можно исправить, изменить, становится главной установкой.
2.
Смехотерапия – метод, способствующий коррекции настроения. Дети с удовольствием изображают смех героев,
адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с
разной силой голоса в проблемных ситуациях.
3.
Куклотерапия помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты.
Продуманный подбор игрушек способствует выражению чувств,
автоматизации звуков в речи, развитию
лексико- грамматических
категорий, связной речи. Мы с детьми выяснили, что замысел игрушки мастер может взять из жизни, из
сказки. Игрушки могут отражать лексические темы, а могут отсутствовать в реальной жизни. Есть у нас игрушки,
помогающие снять агрессию. Это игрушки, которые
надевают на руку.
Игрушки диких животных мы
используем для выражения гнева, страха, хитрости. От имени кукол мы проводим развивающие игры, занятия. Таким образом, осуществляется связь состояния ребенка
с ситуациями, которые
могут встречаться ему в жизни.
В группе у каждого ребенка
имеется любимая игрушка,
с которой он не расстается даже во время сна. Возможности куклотерапии позволяют решить такие важные коррекционные задачи,
как развитие всех компонентов
речи, самовыражение дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости. Дети с ОВЗ с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от
имени героев.
4.
Пескотерапия – метод, способствующий
уравновешиванию эмоционального состояния детей с ОВЗ. Наши наблюдения показывают, что игры с песком
положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои
действия, лучше понимает себя и других,
у него быстрее развиваются тактильно-кинестетические ощущения и мелкая моторика пальцев
рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными.
5.
Арттерапия вызывает у детей и взрослых
положительные эмоции. Очень удобно использование этого метода на логопедических и логоритмических занятиях. Мы используем музыку, танец,
движения, драматическое искусство. Эта
работа мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе.
6.
Игротерапия помогает исследовать
отношения детей. Познавая реальный мир, ребенок
проецирует воспринимаемый опыт в игровую
ситуацию.
Для оказания
всесторонней квалифицированной помощи детям с ОВЗ в штате МБДОУ, кроме воспитателей, есть инструктор по физической
культуре, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Совместно со всеми
специалистами для каждого ребенка разрабатывается и осуществляется
индивидуальный образовательный маршрут.
Таким образом,
в результате комплексной работы учителя-логопеда и других специалистов МБДОУ дети с ОВЗ успешно
адаптируются в ДОУ, восстанавливается функция
общения, контролируется поведение, достигается компенсация утраченных способностей, реализуется возможность получения
общего образования.