20.03.2024
Нейропсихология — молодое направление в науке, которое изучает формирование и развитие познавательных процессов головного мозга, его свойства, способность к быстрому или долгому запоминанию информации, к примеру, числовых упражнений и иностранного языка.
Предметом исследования нейропсихологии становится внимание человека, возможности его концентрации и переключения. Также под область изучения попадают речь, эмоции, виды мышления, способность к самостоятельному принятию решений и волеизъявлений, возможности контролировать любую деятельность. Все эти механизмы нейропсихология связывает с созреванием мозговых структур, которые отвечают за то или иное физическое или мыслительное действие, совершаемое человеком.
Ребенок плохо говорит или с трудом запоминает буквы? Часто теряет вещи, легко отвлекается и не доводит дело до конца? Кажется, вы уже все перепробовали, но занятия с логопедом не приносят желаемого результата, а педагоги разводят руками. Тогда вам может помочь нейропсихолог.
С какими проблемами можно обращаться к нейропсихологу?
Речевые задержки в младшем возрасте
Сначала нужно обратиться к логопеду. И только если занятия с ним не дадут результатов, есть смысл проконсультироваться с нейропсихологом. Он поможет понять, почему звуки не автоматизируются: какой мозговой механизм недостаточно сформирован, из-за чего ребенку сложно овладеть речью.
Моторная неловкость
Ее называют синдромом неуклюжего ребенка, или диспраксия. Ребенок регулярно задевает окружающие предметы, врезается в людей, неаккуратно ест, тяжело справляется с застежками и пуговицами.
Трудности с концентрацией внимания
ребенок постоянно отвлекается на сторонние раздражители;
не доводит начатое до конца;
часто «перепрыгивает» с одного дела на другое или, наоборот, не может переключиться на что-то новое.
Такие дети обычно быстро истощаются и устают, нередко могут быть перевозбуждены или рассеяны.
Проблемы с памятью
ребенок не помнит, что сегодня изучали в школе;
забывает имена одноклассников;
не может выучить таблицу умножения;
не помнит, что нужно было купить в магазине или принести из соседней комнаты.
Трудности с письмом, чтением и счетом у школьников
ребенок с трудом считает в пределах 20, 50, 100 (в зависимости от возраста);
испытывает сложности с простыми арифметическими действиями при переходе через десяток;
пишет зеркально цифры и буквы («Ǝ» = Е, «6» = 9);
пропускает, переставляет местами или заменяет буквы в словах («болшая», «бятел»);
склеивает слова или разделяет их («этонаш», «д ва»);
не дописывает окончания («на ветка»);
не умеет держать строку при письме и чтении;
испытывает сложности с нахождением начала строки.
Сюда также относят трудности с самостоятельным выполнением учебных и домашних заданий.
Нередко о таких детях думают, что они ленивые или недостаточно умные. Однако это не так. Из-за особенностей психики им нелегко дается освоение школьных навыков. Такой процесс требует от них больших энергозатрат.
К родителям на собрание выходила Романенко Иляна Вадимовна, нейропсихолог из МБОУ СОШ № 21.