15.11.2023
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия учителя с обучающимися. Это обосновано необходимостью развития индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого обучающегося, внедрения различных инновационных учебных программ, реализации принципа гуманного подхода к детям. Основным требованием ФГОС НОО является самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Большинство учителей используют в своей работе, проверенные и традиционные педагогические технологии. Современные условия требуют обновления технологий, посредством интеграции форм и методов, быстрому доступу к информации, применяя ресурсы Интернета, взаимодействие обучающихся, что позволит повысить познавательный интерес ребёнка.
Приступая к рассмотрению проблемы развития познавательного интереса обучающихся, целесообразно, прежде всего, рассмотреть теоретические основы самого понятия «интерес».
Интерес – это сложное и довольно значимое для человека образование, имеет множество трактовок в научной литературе. В психологических определениях познавательный интерес рассматривается как:
‒ выборочное направления внимания человека (М. Ф. Добрынин, Т. Рибо), проявление его умственной эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн);
‒ специфическое отношение человека к объекту, обусловленное осознанием его значимости для жизни и эмоциональной привлекательностью.
Вместе с тем Г. И. Щукина считает, что интерес имеет значение:
‒ избирательную направленность психических процессов человека на объекты окружающей действительности;
‒ тенденции, стремления, потребности личности вступать в избранной сфере деятельности, приносящим удовольствие;
‒ мощный стимул для деятельности человека;
‒ особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам.
Л. С. Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах.
Становление познавательного интереса школьников происходит, прежде всего, во время урока. Необходимо активизировать познавательную деятельность школьников и усиливать интерес к обучению на каждом этапе урока, используя для этого различные приемы, формы и виды работ: индивидуальный подход к детям, дифференцированную работу на уроке, разнообразный иллюстрационный и раздаточный материал, информационные компьютерные технологии и другие.
Частой причиной отсутствия познавательного интереса младших школьников к учебному предмету является то, что учащиеся не видят связи между своей внешкольной практической деятельностью и изучаемым, и как следствие затрудняются применить «частные» знания, умения при изучении других предметов на практике.
Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большую важность имеет методика преподавания этого предмета. Поэтому, прежде чем приступить к изучению определенной темы, педагог много времени должен уделять поискам активных средств, форм и методов обучения. Настоящее сотрудничество педагога и школьника возможно лишь при условии, что школьник будет хотеть делать то, что желает педагог. Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, необходимо привнести элемент занимательности, как в содержание, так и в форму работы. Одной из такой образовательной педагогической технологии можно назвать технологию квест.
Квест – это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
В работах отечественных ученых нет единого взгляда на сущность квеста, так как квесты являются сравнительно новой технологией в педагогике, квест еще не прошел стадию теоретического обоснования. Эта работа только ведется. Проблемой квестов в нашей стране занимаются М. В. Андреева, Я. С. Быховский, Н. В. Николаева и другие. Среди современных ученых можем выделить труды И. Н. Сокола и И. М. Дычкивской.
И. Н. Сокол рассматривает квест как технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у обучающихся знаний и умений 21 века [5]
Как современная образовательная технология квест решает следующие задачи [1]:
1. Образовательные – вовлечение каждого в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности участников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
2. Развивающие – развитие интереса к предмету деятельности, творческих способностей, воображения участников; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
3. Воспитательные – воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории.
При применении квест-технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что технология квест основана на игровых методах обучения, и, прежде всего, призвана вовлечь обучающегося в образовательную среду, заинтересовать его, создав игровую деятельность с активным поиском в сети Интернет или других источниках (учебники, дидактические материалы, плакаты, презентации и т.д.). В основе образовательного квеста лежит проблемно-игровая ситуация (легенда), в ходе разрешения которой учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками. Именно проблемно-игровая ситуация содержит элементы развлекательности, ролевой игры, соревнования, творчества, генерацию идей, приемы совершенствования и т. д. Это позволяет сделать обучение интересным, доставить учащимся радость от использования игровых механизмов, коллективной работы и частой сменой деятельности. Образовательный квест, как и любая обучающая игра, должен сочетать в себе повторения и неожиданности, и задача организатора-учителя сочетать их в правильной пропорции.