02.09.2024
Дошкольное детство – это самая
благоприятная пора приобщения
ребёнка к миру прекрасного. Необходимо с раннего возраста создавать
условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции,
чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей
к творчеству.
Приобретая
в процессе музыкальной деятельности определённые знания о музыке, умения и
навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, что в свою очередь
способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ
музыкальной и общей духовной культуры.
Рабочая
программа реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в МБДОУ,
направлена на художественно-эстетическое развитие детей 2-7 лет с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей, состоит из трех разделов: целевого, содержательного
и организационного. Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели,
задачи программы, принципы и подходы к ее формированию, возрастную
характеристику музыкального развития дошкольников, планируемые результаты
освоения программы по развитию музыкально художественной деятельности детей
дошкольного возраста, в виде конкретизации требований к планируемым результатам
освоения программы с учётом возрастных возможностей детей, а также целевых ориентиров
на этапе завершения дошкольного образования.
Содержательный
раздел представляет общее содержание программы, обеспечивающий описание
вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательного
процесса с учетом возрастных особенностей; описание форм взаимодействия
участников образовательных отношений, а также включает рабочую программу
воспитания.
Рабочая
программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников разработана с
учетом учебно-методической документации:
-
Парциальной программы
по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» / И. Каплунова,
И. Новоскольцева, г. Санкт-Петербург, 2010;
-
Программа является
структурной единицей основной образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ детского сада № 385.
Цель
музыкального развития детей: развитие
музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
-
воспитывать интерес к
музыке;
-
обогащать музыкальные впечатления
детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;
-
знакомить детей с
элементарными музыкальными
понятиями, обучать практическим навыкам во всех видах деятельности, искренности,
естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений;
-
формировать средствами
музыкального искусства духовно-нравственные ценности и идеалы;
-
формировать средствами
музыки представления об окружающем мире природы и людей, об искусстве и его
роли в жизни людей;
-
формировать у детей
первоначальные представления о народной, классической и современной музыке, о
музыке вокальной и инструментальной, о различных музыкальных инструментах;
-
содействовать возникновению
и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных
впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя
избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;
-
развивать
художественно-образное мышление, художественно-творческие способности,
художественно-творческую активность во всех видах музыкальной деятельности;
-
развивать музыкальное
восприятие, умение вслушиваться в музыку, определять её настроение, смену
музыкальных образов;
-
развивать
эмоциональные реакции детей на музыку, формировать у них желание рассказывать о
своих музыкальных впечатлениях, выражать их в пластике движений, в передаче
образов, в рисунках;
-
развивать сенсорные
способности и ладо-высотный
слух, чувство ритма, формировать навыки выразительного исполнения
музыкальных произведений, певческий голос и певческое дыхание;
-
укреплять в процессе
музыкальной деятельности психическое и физическое здоровье детей, развивать их
речь и пластику движений;
-
развивать
артистические способности;
-
выявлять и развивать у
детей творческие способности и одарённость.
Виды музыкальной деятельности:
1.
Слушание восприятие.
Один из ведущих видов музыкальной деятельности. Слушание предваряет разучивание
песни, пляски, партитуры для детского оркестра. В основе развития музыкального
восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения педагогом,
а также качественные записи музыкальных произведений в инструментальной и
оркестровой обработках; умелое применение педагогом разнообразных методов и
приёмов, помогающих понять содержание музыкального образа.
2.
Детское исполнительство.
Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских
музыкальных инструментах и предполагает способность ребёнка выразительно,
непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и своё
собственное отношении к ней.
3.
Детское музыкальное
творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его
проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные
импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые
варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных
музыкальных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.
4.
Музыкально-образовательная
деятельность. Этот вид деятельности предполагает усвоение детьми элементарных
сведений о музыке, её выразительных особенностях, а также приобретение определённого
запаса навыков и умений.