02.09.2024
Характерной особенностью нашего времени является
активизация инновационных процессов в образовании. Предлагается иное
содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический
менталитет. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям
в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного
образования. Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования
сегодня является введение Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС).
Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в
системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в
дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Назрела необходимость
собственных изменений.
«Актуальной задачей физического воспитания, -
говориться в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных
средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного
возраста на основе формирования у них потребности в движениях». С каждым годом
возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому
потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает
и требует поиска новых путей.
Учитывая современные тенденции развития
образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления
всесторонних и масштабных перемен.
Здоровье дошкольника – это не только отсутствие
болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а
также его доброжелательные отношения с окружающими, с природой и с самим собой.
Здоровье является условием гармоничного развития
личности, её психического, духовно-нравственного, социального и физического
совершенствования, а также становится залогом успешной и достойной жизни в
дальнейшем. Инструктор по физической культуре в ДОУ может сделать для
оздоровления дошкольника гораздо больше, чем любой врач. Его основная задача –
сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание внимательного
отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть физически
сильными и развитыми.
Существует несколько направлений здоровьесберегающих
технологий и одно из них - физкультурно-оздоровительное, где подразумевается
развитие физических качеств, умений и навыков, реализация потребности ребенка в
двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это
направление и реализуется мной, как инструктором по физкультуре, а
здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей моей спортивной и
физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
С помощью здоровьесберегающих технологий инструктор по
физкультуре в процессе своей деятельности в ДОУ решает следующие задачи:
- обучение
дошкольников жизненно важным двигательным навыкам и умениям;
- содействие
правильному физическому развитию детей;
- укрепление
здоровья и профилактика заболеваний воспитанников средствами физической
культуры и двигательной активности;
- формирование
мотивации у дошкольников к здоровому образу жизни.
Применяя здоровьесберегающие технологии при
планировании и ведении физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ,
инструктору по физкультуре необходимо соблюдать следующие правила:
- Использовать
здоровьесберегающие технологии в комплексе и соответствии с требованиями
СанПин и ФГОС;
- Постоянно
взаимодействовать с медицинским работником ДОУ, учитывать состояние
здоровья детей и результаты медицинских осмотров;
- Создавать
оптимальное сочетание различных форм и методов физкультурно-оздоровительной
деятельности, чередовать их с расслаблением и отдыхом, соблюдая при этом
рациональную насыщенность занятий;
- Включать
в занятия краткие разъяснения, связанные со здоровьем и строением
организма, способствующие формированию у дошкольников ценности здорового
образа жизни и потребности в нем;
- Применять
методы и приёмы обучения, способствующие активизации инициативы и
творческого самовыражения дошкольников;
- Осуществлять
индивидуальный подход к воспитанникам и учитывать их личностные и
физические возможности;
- Создавать
благоприятную атмосферу и положительный эмоциональный фон;
- Наблюдать,
анализировать и оценивать свою деятельность в течение каждого занятия или
мероприятия, особенно в итоговой его части и на протяжении всего
учебно-воспитательного процесса.
- Не
допускать травм и состояния переутомления у детей;
- Помнить,
что развивая физические качества, нельзя забывать про психическое,
социальное и духовно-нравственное воспитание ребенка.
- Заботиться
о здоровье детей необходимо каждый день и на каждом занятии, с
обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках
физкультурно-оздоровительных мероприятий и непосредственно в
учебно-воспитательной работе;
- Создавать
искренние и доверительные взаимоотношений с воспитанниками - с одной
стороны понимать и вникать во внутренний мир каждого ребенка, и с другой
стороны, стремиться быть адекватно понятым детьми и каждым ребенком в
частности.
Для реализации здоровьесберегающих технологий в
физкультурно-оздоровительной работе в условиях ДОУ мною, как инструктором по
физкультуре используются следующие формы и методы:
1. Подвижные и спортивные игры – используются
как часть физкультурного занятия и на физкультурно-оздоровительных
мероприятиях. Игры могут быть как малой, так и средней степени подвижности. Это
наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения
двигательных навыков.
2. Профилактические упражнения – используются
упражнения, способствующие профилактике плоскостопия и формированию правильной
осанки;
3. Стретчинг – включение упражнений на растяжку.
Такие упражнения повышают уровень гибкости, подвижности и эластичности мышечной
системы;
4. Ритмопластика – включение элементов гимнастики,
хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует
формированию разносторонне физически и творчески развитой личности;
5. Пальчиковая гимнастика –применяется в
заключительной части занятий или для переключения внимания, улучшает
координацию движений и мелкую моторику;
6. Су-Джок терапия - приёмам Су-Джок терапии являются
массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп.
Применяется в заключительной части занятия. Упражнения с использованием Су-Джок
обогащают знания ребёнка о собственном теле, развивают тактильную
чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевые области в
коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма.
7. Дыхательная гимнастика – может применяться как в
заключительной части, так и внутри занятия. Восстанавливает дыхание,
стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект;
8. Фитбол-гимнастика – упражнения с использованием
мячей фитболов. Способствует укреплению мышц торса, что является профилактикой
нарушений осанки.
9. Релаксация – необходима для отдыха и успокоения,
душевного равновесия. Применяется в заключительной части занятия, но в случае
перевозбуждения детей может использоваться и внутри занятия;
10. Беседы о здоровье – включение в занятия
познавательного материала о здоровье в форме беседы и разъяснений с целью
приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния
физкультурно-оздоровительной деятельности на организм;
11. Самомассаж – проводится с использованием массажных
мячиков во время разминки или в конце занятий. Способствует оздоровлению
организма и благоприятно влияет на психику ребенка;
12. Активный отдых – проведение
физкультурно-оздоровительных мероприятий, досугов, развлечений, праздников, где
дети ведут себя более раскованно, проявляют артистизм и заинтересованность.
Такие мероприятия способствуют закреплению приобретенных навыков и развитию
творческих способностей;
13. Работа с родителями – проводятся в форме сообщений
и консультаций на родительских собраниях, анкетирования, индивидуальных бесед с
родителями и размещения информации в тематических папках-передвижках и на
стендах. Родители должны стимулировать детей к занятиям физкультурой и спортом,
приобщать их к здоровому образу жизни;
14. Работа с воспитателями и специалистами ДОУ –
проведение консультаций и разъяснительной работы в сфере физкультурно-оздоровительной
деятельности на педсоветах, семинарах и мастер-классах и личных беседах;
15. Создание соответствующих условий и
предметно-развивающей среды - приобретение спортивного оборудования, атрибутов,
модулей, массажных ковриков и дорожек, тренажёров и других предметов,
необходимых для проведения физкультурно-оздоровительной работы, создание
различных картотек, разработка специальных оздоровительных комплексов.
Комплексное применение здоровьесберегающих технологий
повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного
процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому
образу жизни.