Арт-технологии в работе педагога-психолога с агрессивными детьми
01.12.2025
Вайолет Оклендер в совей книге “Окна в мир ребёнка” пишет, что детей важно учить разумным способам выведения гнева. Среди них: рвать газету, комкать бумагу, пинать что-то, писать на бумаге все слова, которые хочется высказать в гневе, рисовать и лепить чувство гнева и многие другие. В этой статье мы поговорим об арт-технологиях, которые психолог может использовать в своей работе с детьми, проявляющими агрессивное поведение.
Упражнение «Кляксы»
Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.
Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).
Ход работы: Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть «кляксу» на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя «клякса».
Упражнение «Мелки — наперегонки»
Цель: Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.
Оборудование: Мелки, лист картона.
Ход работы: Ребенку в разном темпе (медленно – быстро) предлагается делать штрихи на листе.
Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок»
Цель: снять у ребёнка состояние агрессии.
Оборудование: лист белой бумаги, цветные карандаши.
Ход работы: Ребенку предлагается нарисовать «ужасный рисунок», после этого рисунок передается психологу и тот делает из него «прекрасный» и передает снова ребенку. Так рисунок проходит несколько кругов. На каком-то этапе, можно поменяться и уже ребенок будет делать из «ужасного» прекрасный рисунок.
Упражнение «Пластилин-силач»
Цель: Отреагирование эмоций и агрессивных тенденций, снятие напряжения.
Оборудование: Пластилин, лист картона.
Ход работы: Ребенок, отрывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по листу, создавая тоненький слой, при желании может соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.
Упражнение “Лики гнева” (Е. Таранина)
Цель: снизить уровень агрессии, позволить ребёнку выпустить свои отрицательные эмоции, дать возможность познакомиться с ними.
Оборудование: Бумага А4, цветной пластилин (или солёное тесто, глина).
Ход работы: попросите ребёнка вспомнить ситуацию, в которой он испытывает гнев, агрессию, где был сильно раздражён. Можно вспомнить три таких ситуации и найти, какие эмоции их объединяют. Вопрос “Что тебе неприятно?” понятен ребёнку, с ним можно работать. Когда эмоции названы, можно переходить к лепке.