01.11.2022
Учим буквы с пеленок, в 2 года считаем до ста, в 4 – ходим на подготовительные курсы, в 6 уже сидим за партой. Ради чего такая спешка? Не забыли ли мы о чем-то очень детском и очень важном в погоне за интеллектуальными достижениями? Забыли – игру!
Еще с древних времен известно, что детство – это время подготовки к жизни при помощи… игры. Доказательством этому служат пословицы и поговорки. Например: «старый – спать, а молодой – играть», «молод с игрушками, а стар с подушками». Интересно, что раньше слово «играть» применительно к ребенку означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это сохранилось и в языке современных детей. Они обычно говорят: «я хочу с тобой играть» или «я с тобою больше не играю», что, по сути, означает – «я хочу с тобой дружить» или «я с тобой больше не дружу!»
Очень часто приходится слышать жалобы мам, что 3-летние дети не хотят сидеть на занятиях, что они очень невнимательны, а 4-летние не желают выполнять домашние задания, 5-летние увиливают от учебы… Однако ни одна мама не жалуется, что ее ребенок не умеет играть. Но ведь это намного, намного более серьезный повод для тревоги! Наблюдения медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально. Новое время, с его ускоренным темпом жизни, не позволяет терять драгоценные годы, дни, часы и даже минуты на «пустые игры» в «Дочки-матери» и «Казаки-разбойники». И если уж играть, считают они, то пусть это будут «умные» компьютерные игры или спортивные (например, восточные единоборства), на крайний случай – развивающие логическое мышление головоломки.
Желая видеть своих детей образованными людьми, родители зачастую воспринимают детство лишь как короткий отрезок на пути ребенка в общество взрослых, где он должен будет занять достойное место. При этом игре достаются лишь функции развлечения и отдыха между делами, которыми занимают малыша. А ведь для ребенка – значит жить. Именно в игре он развивается разносторонне. Игры важны любые: и собственные ручки для 3-месячного малыша, и кастрюльки для годовалого карапуза, и «Дочки-матери» для 3-летнего, и «Прятки» для 5-летнего. Но при этом важна не только сама игра, но и то, с кем играть. Так, манипуляции с предметами (характерны для детей до 3 лет) можно осуществлять наедине с собой. А вот когда приходит время сюжетно-ролевых игр (с 3 лет и, как минимум, до начала школы) – без компании тут не обойтись.
Игра парадоксальна по самой своей природе: она сочетает свободу, творчество, непринужденность с жестким требованием выполнять определенные правила. Ребенок может играть и не играть, может играть во что угодно, использовать любые предметы в качестве чего угодно, а не по их прямому назначению. Но если он уже выбрал сюжет и свою роль в нем, то должен совершать определенные действия в определенной последовательности – в соответствии с ролью и с тем, как договорились играть. Принимая роль взрослого – например, доктора, шофера, мамы – ребенок берет на себя определенный способ поведения. Если малыш не понимает, какая цепочка действий сопряжена с его ролью, значит, он не будет играть – это доказали эксперименты детского психолога Д.Эльконина.
В ролевой игре формируется способность ребенка управлять собой – телом, действиями. В ней малыш обретает то, что в психологии называют «произвольностью действий». Иными словами, «ролевое» поведение детей превращается в волевое. И им это очень нравится. Еще Платон говорил, что игра – это источник удовольствия. Так давайте, дорогие родители, не лишать наших малышей такого удовольствия и будем играть вместе!
Как учить играть
Как и любому другому навыку, играть детей нужно учить. И главный способ учебы в этом возрасте – подражание.
* Сначала играйте вместе с ребенком. Пусть малыш наблюдает за вами и повторяет.
* Затем переходите к игре по образцу. Вы показываете, как нужно поступать (например, готовить воду для купания куклы, намыливать мочалку, вытирать игрушку), а затем малыш делает это самостоятельно.
* Когда эти навыки освоены, ребенок может играть сам – стоит лишь затеять игру и предложить конкурентные условия.
Итак, в какие сюжетно-ролевые игры играть? Это могут быть «Семья», «Транспорт», «Магазин», «Больница», «Строительство», «Парикмахерская», «Детский сад», «Школа» и др.
Сегодня у нас на повестке дня сюжетно-ролевая игра «Семья». Это самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного семейного вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. Для начала распределите роли между всеми желающими. Причем папой может быть и 3-летний малыш, а мама может исполнять роль маленькой доченьки. Войти в роль помогут ролевые атрибуты: одежда, игрушки, личные вещи и т.д. Важно перед началом игры проговорить основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, ремонтирует мебель, мастерит. Мама – хозяйка в доме, готовит еду, стирает, убирает, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме. А еще в семье могут быть дедушка, бабушка, тетя, собака, кошка и т.д.
В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную».
Приведем несколько примеров самых любимых «семейных» детских игр. Каждая из них чему-то учит, что-то воспитывает и доставляет удовольствие.
«Маленькие помощники»
Мамам знакома ситуация: домочадцы не помогают по дому, несколько раз надо просить убрать игрушки, выбросить конфетные обертки, сложить в шкаф книжки. Такую проблему и поможет разрешить эта игра.
Цель. Научить малыша выполнять ту или иную домашнюю работу; показать, что это не только необходимо, но и интересно, ведь к каждой работе можно подходить весело и с фантазией.
Для игры необходимо: сюжетные картинки (можно из детских книжек), на которых изображены бытовые сценки, например: все члены семьи помогают маме убирать квартиру, накрывать на стол, готовить обед, стирать белье. Также подберите соответствующие игрушки.
Как играть. Распределите роли и разыграйте ситуации из жизни: стираем, убираем, гладим, варим суп.
«Одеваемся на прогулку»
Многие малыши не умеют самостоятельно одеваться, и, когда они идут в детский сад, это становится большой проблемой. Но часто дети не хотят это делать не потому, что действительно не хотят, а потому, что не умеют.
Цель. Сначала научить малыша понимать общие понятия «одежда», «обувь», правильно называть вещи. Затем – освоение навыков одевания. Для игры необходимо: лучше всего подойдет большая кукла, у которой есть гардероб: платья, шапочки, кофточки, носочки, туфельки. Подберите вещи для разных сезонов. Особенно интересна малышу одежда настоящая, но маленького размера.
Как играть. При разработке сюжета не забудьте о тематической картинке. Подойдет, например, рисунок, на котором изображена прогулка в заснеженном лесу. Затем приступайте к выбору одежды, одеванию и переодеванию куклы.
«Приглашаем к столу!»
Часто приходится краснеть за своего ребенка, когда он «некрасиво» ведет себя за столом. Уж, казалось бы, сколько раз делали ему замечания, а он так ничего и не усвоил. Родители, помните: одно дело в 101-й раз услышать инструкцию, и совсем другое – разыграть ситуацию!
Цель. Научить малыша запомнить названия предметов мебели, посуды, освоить понятия «справа», «слева», «большой», «маленький». Ребенок почувствует себя самостоятельным, поймет, как должен вести себя хозяин. И, конечно же, будет учиться быть внимательным ко всем.
Что понадобится: стол и стулья (настоящие или игрушечные, для кукольной семьи). Скатерть, салфетки, посуда, чай, еда (но это не обязательно, можно играть понарошку).
Как играть. Накрыть стол скатертью и сделать правильную сервировку. Распределить, где кто будет сидеть. Вежливо пригласить всех к столу, предложить угощение.
«Купание куклы»
Как порой не любят малыши купаться, мыть голову, переодеваться! Всегда уговоры, слезы, «не хочу», «не буду». Но если дети побывают кукольными родителями, то больше эти «водные» неприятности не повторятся.
Цель. В первую очередь, дать малышу возможность проявить о ком-то заботу. Также ребенок выучит названия разных туалетных принадлежностей.
Что понадобится: кукла, таз, вода, мыло. Мочалка, полотенце, халатик.
Как играть. Воссоздавать цепочку действий купания куклы: наливаем воду в таз (пробуем, не горячая ли?), раскладываем по местам мыло, полотенце, халатик. Когда все готово, раздеваем куклу, погружаем в воду, трем мыльной мочалкой, ополаскиваем, вытираем, надеваем ей халатик. Затем укладываем ее спать и поем колыбельную.
Еще можно играть в «Кукла хочет спать», «Завтрак куклы», «Утро в семье», «Обед в семье», «Вечер в семье», «Семейный выходной», «Автобусная поездка», «Помогаем маме стирать белье», «Большая уборка», «Заболел ребенок», «Пришли гости», «День рождения».
Игры имеют еще и огромное психотерапевтическое значение. Например, если ребенок боится воды, то игра «Купаем куклу» поможет справиться с этой проблемой. А малышу, который по вечерам с трудом укладывается спать, нужна игра «Кукла хочет спать». Если же кроха не хочет ходить в садик, то в процессе игры «Детский сад» родители поймут, что именно их чаду там не нравится. Внимательно наблюдайте за тем, как ребенок играет: что говорит и делает от имени воспитательницы, няни, других деток. Тревожащая малыша ситуация обязательно проявится. Благодаря этой игре, кроха, который только еще пойдет в детсад или который пока еще не привык к нему, быстрее адаптируется к новой обстановке. Если ребенок боится докторов или ему предстоит сдавать анализы, поиграйте с ним в поликлинику – так малыш подготовится к предстоящим
процедурам. Фантазируйте, не ленитесь и не стесняйтесь – у вас все получится!