Индивидуализация образовательного процесса дошкольников, как необходимое условие выполнения ФГОС ДО

01.11.2022

В общих положениях ФГОС ДО

Пункт 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. Это и амплификация (обогащение) детского развития, и построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Пункт 3.2.5. - раскрыты условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей.

· Создание условий для свободного выбора детьми деятельности; принятия самостоятельных решений детьми;

· Выражения своих чувств и мыслей.

· Поддержку детской инициативы и самостоятельности (игровой, проектной, исследовательской, познавательной и т.д.).

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Неправильно отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом.

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития. Попробуем сравнить индивидуализацию и индивидуальный подход.

Рассмотрим различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании.

Индивидуальный подход

Индивидуализация образования

Цель:

Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

Способы общения:Хочу такой сайт

прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности

Тактика:

диктат и опека

сотрудничество и партнерские отношения

«Хороший ребенок»

следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

Убеждение:

ребенок учится лучше и научится большему

под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта

Вывод:

Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание норм (стандарт, требование программы), подготовить для занятия разноуровневые задания

Индивидуализация распространяется на каждого ребенка: от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».