ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 385 МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 385 620103, г. Екатеринбург, ул. Газетная, 48, тел.: (343) 295-83-32; эл. адрес: mdou385@eduekb.ru, сайт: http//385.tvoysadik.ru УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детского сада № 385 ___________ О.Е. Исакова Приказ № 87-доп. от 31.08.2023 г. ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ детского сада № 385 Протокол № 1 от 31.08.2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СТУДИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА» Направленность: художественная Возраст участников: от 3 до 7 лет Срок реализации - 2 года Автор-составитель: Худышкина Т.В. Педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Актуальность 3 1.3. Цель и задачи 5 1.4. Направления работы 6 1.5. Содержание программы 6 1.6. Принципы построения педагогического процесса 7 1.7. Методы и приёмы обучения 7 1.8. Этапы работы 7 1.9. Условия и материалы для реализации программы 8 1.10. Планируемые результаты 8 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 9 2.1. Содержание разделов программы «Студия музыкального театра» 9 2.2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Студия музыкального театра» 10 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 12 3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды 12 3.2. Календарный учебный график 12 3.3. Учебный план образовательной деятельности 13 3.4. Материально-техническое оснащение программы: 14 3.5. Формы оценки планируемых результатов 15 3.6. Список литературы 15 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия детского музыкального театра» для детей дошкольного возраста (далее Программа) имеет художественную направленность и ориентирована на комплексное эстетическое развитие детей дошкольного возраста с последующими постановками музыкальных спектаклей, созданных вместе с детьми на основе народных и авторских сказок, а также детских замыслов и творческих идей. 1.2. Актуальность Программы обусловлена потребностью детей дошкольного возраста в комплексном эстетическом развитии путём освоения актёрского мастерства и развития музыкальных способностей через участие в творческих постановках. В процессе занятий дети осваивают основы построения речи, развивают артикуляционный аппарат, учатся управлять собственными речевыми интонационными функциями. Кроме того, вокальное и сценическиречевое дыхание благотворно воздействует на оздоровление человека, позволяя пользоваться голосовыми связками без лишних усилий со стороны голосового аппарата. Вопросы воспитания речевого голоса, предупреждения его преждевременной изношенности и потери имеют большое значение, поскольку затрагивают интересы не только актёров и чтецов, но и многих людей, профессии которых связаны с публичными выступлениями [6, с.20]. Программа составлена в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ; Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); для Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование детей» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 3.11.2016 г. № 11); 3 Постановлением Правительства Свердловской области от 01.08.2019 № 461-ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»; Приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. 30384); Письмом Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. 26 г. Москва от «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. 28564) и Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 августа 2015 г. «О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Уставом МБДОУ детского сада № 385. Общей чертой детей дошкольного возраста является их склонность к фантазии: в отличие от взрослого человека, они не ставят себе рамок и границ в творчестве [3, с. 25]. Занятия в рамках Программы проходят в двух возрастных группах: 3 – 4 года и 5 – 7 лет. Число учащихся в группе – 10 – 12 человек. Режим занятий: 2 раза в неделю с отчётными мероприятиями 1 раз в два месяца. Объём образовательной программы по учебному плану – 64 часа. Срок 4 освоения Программы – 2 года. В младшей группе (возраст учащихся 3 – 4 года) занятия проходят на стартовом уровне: преобладают игровые методы обучения, в занятиях используется обилие иллюстративного материала, ярких дидактических и методических средств. В старшей группе (возраст учащихся 5 – 7 лет) занятия осуществляются на базовом и продвинутом уровне в зависимости от возможностей обучающихся – в работе появляется теоретическая часть и углублённое освоение азов актёрского мастерства и сценической речи. Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая и групповая. Вид занятий: практические; изобилуют актёрские тренинги, игры и публичные выступления в рамках группы. Формы подведения итогов реализации Программы: спектакли и творческие отчёты (видео театральных миниатюр и прочих творческих заготовок). 1.3. Цель и задачи Целью данной программы является комплексное эстетическое воспитание в процессе создания детьми музыкальных спектаклей и работы над ними. Задачи: освобождение детей от клипового или штампового мышления, поиск нестандартных решений; развитие умений и навыков свободного поведения на сцене; развитие воображения у детей – умения ощущать этот мир во всех его проявлениях и красках, умения изображать, выражать то, что они видят и чувствуют, когда знакомятся с этим миром; реализация ребёнком своих ощущений, чувств и образов в материале по законам искусства; богатство и тонкость эмоциональных реакций, подвижность ума и души; словесное выражение своих переживаний и ощущений; владение интонационными возможностями речи и вокальными навыками; 5 освоение пространства и получение навыков свободного движения под музыку. 1.4. Направления работы Программа направлена на культурно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. В направлении реализуются культурные, нравственные, эстетические элементы воспитания с целью формирования нравственного сознания и высоких моральных качеств личности. Культурно-нравственное воспитание обучающихся реализуется посредством создания условий и возможностей для участия дошкольников в работе над народными наполненными и высоким авторскими нравственным литературными произведениями, содержанием, моралью и воспитательными элементами. 1.5. Содержание программы Театр – это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно может быть живой человек. Это может быть кукла или предмет, которым управляет человек. Музыкальный театр – синтез драматического и музыкального искусств. К музыкальному театру можно отнести оперу, балет, оперетту, мюзикл, водевиль и др. Музыкальный театр рассчитывает на актеров универсальной одаренности, "синтетических", то есть обладающих способностью синтезировать, объединять разного рода профессиональные умения – речь, мимику, пение, пластику, танец, подчиняя их единой линии сценического поведения, задаче создания цельного образа. В работе над такими постановками дети обретают навык комплексного самовыражения, возможность многоуровневого проявления творческого потенциала, а также способность синтеза мыслительных, двигательных и эстетических процессов. Кроме того, занятия предполагают: 6 - актёрские тренинги, - работу над сценической речью и движением, - развитие музыкальных способностей, - формирование навыка партнёрского взаимодействия. 1.6. Принципы построения педагогического процесса Основными принципами педагогического процесса является построение материала от простого к сложному, а также от общего к частному. Практические занятия по актёрскому тренингу, сценической речи, развитию эмоционального интеллекта осуществляются в соответствии с возрастными особенностями учащихся. 1.7. Методы и приёмы обучения Методы и приёмы обучения детей разных возрастных категорий различная. В младшей группе (3 – 4 года) основными методами являются демонстрация, иллюстрация, работа с книгой, игровой и практический методы. В старшей группе (5 – 7 лет) к перечисленным добавляются рассказ, беседа, объяснение, дискуссия. В работе над освоением Программы используются наглядные приёмы: показ картин, предметов, игрушек, образца выполнения задания, способа действия; словесные приёмы: вопросы, сравнение, пояснения, объяснения; игровые приёмы: внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации, имитация голоса, движения. 1.8. Этапы работы Работа осуществляется циклично, соответственно творческим постановкам и включается в себя: знакомство с литературным произведением; игровая иллюстрация различных персонажей планируемой творческой постановки; разбор и разучивание отдельных фрагментов постановочного материала; 7 соединение в единый игровой сюжет разученного материала; репетиции; Показ спектакля. На каждом занятии помимо работы над постановочным материалом осуществляется игровая и тренинговая деятельность по осуществлению комплексного эстетического воспитания. 1.9. Для Условия и материалы для реализации программы реализации Программы необходимо достаточно просторное помещение (актовый зал), предполагающее возможность свободного игрового и танцевального перемещения учащихся. Теоретические и дидактические материалы подбираются в соответствии с целью и задачами учебного процесса и включают в себя: методическую и практическую литературу, информационные интернет-ресурсы, иллюстрирующие традиционные и инновационные методы работы над театральными постановками с детьми дошкольного возраста. В работе используется следующее техническое оснащение: USB-колонка и смартфон для воспроизведения пальчиковые наборы для (фортепиано, блок-флейта, аудиоматериала; детского театра, детские шумовые игровые кукольные музыкальные и инструменты инструменты); различные материалы для создания декораций и костюмов к творческим постановкам. 1.10. Планируемые результаты В ходе работы планируется достичь следующих результатов: освоение обучающимися основных познавательных и коммуникативных навыков, получаемых в результате тренинговой и игровой работы; получение возможности самоидентификации как творческой личности, готовой актёрской, музыкальной или интегрированной культурной деятельности; комплексное эстетическое развитие детей дошкольного возраста; 8 практическое участие в постановках музыкальных спектаклей, созданных на основе народных и авторских сказок; развитие способности креативного мышления и навыков выражения творческой мысли. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание разделов программы «Студия музыкального театра» Первый год обучения включает в себя следующие учебные разделы: 1. Знакомство с музыкой, театром. Работа с пальчиковым театром. «Игры в кругу»: хороводные, народные, двигательные, речевые, харАктерные. Подготовка и показ спектакля «Гуси-лебеди». 2. Дыхание, звук (громкость, динамика, произношение, пропевание). Работа над сказкой «Рукавичка». 3. Тембр, динамика, жест. Пальчиковая постановка «Кто сказал «Мяу»». 4. Рассказ историй, пересказ, передача мысли. Телесное подражание, выражение, передача образа. Мульт-история «Весна-красна». Второй год обучения включает в себя следующие учебные разделы: 1. Звуковые и контактные тренинги, взаимодействие. Сказка «Семеро козлят» 2. Работа со звуком (произношение, динамика, тембр, звуковедение, подражание, эмоциональная окраска). Танец как средство выражение мысли. Сказка «12 месяцев» 3. Такой разный театр: освоение одного сюжета в различных воплощениях: опера, театр теней, кукольный театр, танцевальный спектакль. Сказка «теремок». 4. Авторские истории и съёмка кино. Работа над выражением мысли (рисунок, танец, рассказ, песня). 9 2.2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Студия музыкального театра» 1. № Группа 3 – 4 года Название раздела Количество часов п/п Форма контроля Всего Теория Практика 1. Знакомство с музыкой, 16 0 16 Спектакль Дыхание, звук (громкость, 16 0 16 Спектакль 16 0 16 Спектакль Рассказ историй, пересказ, 16 0 16 Спектакль театром. Работа с пальчиковым театром. «Игры в кругу»: хороводные, народные, двигательные, речевые, харАктерные. Подготовка и показ спектакля «Гусилебеди». 2. динамика, произношение, пропевание). Работа над сказкой «Рукавичка». 3. Тембр, динамика, жест. Пальчиковая постановка «Кто сказал «Мяу»». 4. передача мысли. Телесное подражание, выражение, передача образа. Мультистория «Весна-красна». 10 2. № Группа 5 – 7 лет Название раздела Количество часов п/п Форма контроля Всего Теория Практика 1. Звуковые и контактные 16 0 16 Спектакль 16 0 16 Спектакль 16 0 16 Спектакль 16 0 16 Кино тренинги, взаимодействие. Сказка «Семеро козлят» 2. Работа со звуком (произношение, динамика, тембр, звуковедение, подражание, эмоциональная окраска). Танец как средство выражение мысли. Сказка «12 месяцев» 3. Такой разный театр: освоение одного сюжета в различных воплощениях: опера, театр теней, кукольный театр, танцевальный спектакль. Сказка «теремок». 4. Авторские истории и съёмка кино. Работа над выражением мысли (рисунок, танец, рассказ, песня). 11 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая созданием предметно-пространственная комфортных условий для среда осуществления обеспечивается учебно-творческой деятельности на занятиях путём соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и правил в помещении, таких как уборка и своевременное проветривание. Для создания максимально позитивных условий комплексного эстетического развития детей дошкольного возраста используются различные игрушки, пальчиковый и кукольный БИ-БА-БО театр, декорации и костюмы, а также возможные материалы для их изготовления. 3.2. Календарный учебный график 3. Группа 3 – 4 года Сентябрь Знакомство с музыкой, театром. Работа с пальчиковым – театром. «Игры в кругу»: хороводные, народные, октябрь двигательные, речевые, харАктерные. Подготовка и показ спектакля «Гуси-лебеди». Ноябрь – Дыхание, декабрь звук (громкость, динамика, произношение, пропевание). Работа над сказкой «Рукавичка». Январь – Тембр, динамика, жест. Пальчиковая постановка «Кто февраль сказал «Мяу»». Март – Рассказ историй, пересказ, передача мысли. Телесное май подражание, выражение, передача образа. Мульт-история «Весна-красна». 2. Группа 5 – 7 лет Сентябрь Звуковые и контактные тренинги, взаимодействие. Сказка – «Семеро козлят» октябрь Ноябрь – Работа декабрь со звуком (произношение, динамика, тембр, звуковедение, подражание, эмоциональная окраска). Танец 12 как средство выражение мысли. Сказка «12 месяцев» Январь – Такой разный театр: освоение одного сюжета в различных февраль воплощениях: опера, театр теней, кукольный театр, танцевальный спектакль. Сказка «теремок». Март – Авторские истории и съёмка кино. Работа над выражением май мысли (рисунок, танец, рассказ, песня). 3.3. Учебный план образовательной деятельности 1. Знакомство с музыкой, театром: игры, направленные на развитие чувства ритма, интонации, способности передачи различных эмоциональных состояний и иллюстрации ярких персонажей. Работа с пальчиковым театром: постановка импровизированных мини-спектаклей. «Игры в кругу»: хороводные, народные, двигательные, речевые, харАктерные. Подготовка и показ спектакля «Гуси-лебеди»: знакомство с сюжетом, персональная работа над образами персонажей, музыкальным и танцевальным материалом. Обсуждение моральных качеств личности персонажей, обсуждение и проигрывание возможностей их преображения и нахождения в различных актуальных жизненных ситуациях: «Разговор с Яблонькой», «Машенька в магазине, Печка – продавец» и пр. 2. Дыхание, звук (громкость, динамика, произношение, пропевание): упражнения «шарик», «пузыри», «ветер», «волны», вокализация и распевание. Работа над сказкой «Рукавичка»: знакомство с сюжетом, персональная работа над образами персонажей, их местом в контексте других литературных произведений, музыкальным и танцевальным материалом. 3. Тембр, динамика, жест: выразительность различных фраз, работа над громкостью звукоизвлечения. Пальчиковая постановка «Кто сказал «Мяу»»: знакомство с сюжетом, персональная работа над образами персонажей, музыкальным и танцевальным материалом. 4. Рассказ историй, пересказ, передача мысли. Телесное подражание, выражение, передача образа. Мульт-история «Весна-красна»: знакомство с сюжетом, персональная работа над образами персонажей, их созданием, 13 озвучиванием. Основы мультипликации: этапы создания мультфильмов, их виды и способы воплощения. 5. Звуковые и контактные тренинги, взаимодействие. Сказка «Семеро козлят»: знакомство с сюжетом, персональная работа над образами персонажей, музыкальным и танцевальным материалом. 6. Работа со звуком (произношение, динамика, тембр, звуковедение, подражание, эмоциональная окраска). Танец как средство выражение мысли. Сказка «12 месяцев»: знакомство с сюжетом, персональная работа над образами персонажей, музыкальным и танцевальным материалом. 7. Такой разный театр: освоение одного сюжета в различных воплощениях: опера, театр теней, кукольный театр, танцевальный спектакль. Сказка «теремок»: знакомство с сюжетом, персональная работа над образами персонажей, музыкальным и танцевальным материалом. 8. Авторские истории и съёмка кино. Знакомство с основами кинематографа, особенностями съёмки, записи звука, видеомонтажа, мастеринга. Запись и иллюстрирование детских рассказов. Стимуляция навыка фиксации собственных творческих мыслей, прививание чувства значимости и важности творческого вдохновения, обсуждение многообразия способов его выражения. Работа над выражением мысли посредством различных проявлений творческого самовыражения: рисунка, танца, рассказа, песни. Преображение творческого процесса в предметы искусства и художественной культуры Отечества, осознание собственной значимости как субъекта формирования культурного фонда в мировой истории. 3.4. Материально-техническое оснащение программы: мягкие игрушки; пальчиковый театр; театр кукол би-ба-бо; шумовые музыкальные инструменты; фортепиано, блок-флейта; 14 различные материалы для создания декораций и костюмов к творческим постановкам; колонка; смартфон; карточки с иллюстрациями; книги. 3.5. Формы оценки планируемых результатов Оценка планируемых результатов предполагается методом наблюдения педагогом на занятиях и на отчётных мероприятиях. 3.6. Список литературы 1. Бурмистрова Т., Пальчиковые игры / Международный образовательный портал www.maam.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-palchikovyh-igr-na-temu-ryby-i-vodnyeobitateli.html 2. Губанова Н.Ф., Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с. 3. Давыдова М.А., Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006. – 240 с. 4. Данилевская М.А., Пальчиковые игры как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста / Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы. Сборник научнометодических статей. Йошкар-Ола, 2014 Издательство: Поволжский государственный технологический университет (Йошкар-Ола). – Йошкар-Ола, 2014 5. Дедловская Т., Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика./ Международный образовательный портал. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-melkoi-motoriki-palchikovaja- gimnastika.html 15 6. Козлянинова И.П., Чарелли Э.М., Тайны нашего голоса. – Екатеринбург, 1992. – 320 с. 7. ресурс]. Композиторы детям: Чайковский «Детский альбом». [Электронный Режим доступа: http://propianino.ru/kompozitory-detyam-chajkovskij- detskij-albom 8. Детский Макерова О., Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет. / портал Солнышко. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.solnet.ee/parents/log_02.html 9. Нищева Н.В., Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. – 47 c. 10. Потешки на коленях у родителей. / Всё для детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki19.php 11. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 48 с. 12. Стихи про петуха / Мои детки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/stihi_pro_ptic/807- stihi_pro_petuha.html 13. Ткачева М.С., Хилько М.Е., Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Издательство «Юрайт», 2010 г. – 145 с. 14. Упражнения на развитие мелкой моторики / Трана мастеров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rostochek-gik.narod.ru/index/0-135 15. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет. [Электроннай ресурс]. Режим доступа: http://www.razumniki.ru/jsen_izuchenie_transport.html 16