Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Студия детского музыкального театра

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 385
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 385
620103, г. Екатеринбург, ул. Газетная, 48, тел.: (343) 295-83-32; эл. адрес: mdou385@eduekb.ru,
сайт: http//385.tvoysadik.ru

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МБДОУ детского сада № 385
___________ О.Е. Исакова
Приказ № 87-доп. от 31.08.2023 г.

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ детского сада № 385
Протокол № 1 от 31.08.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«СТУДИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА»
Направленность: художественная
Возраст участников: от 3 до 7 лет
Срок реализации - 2 года

Автор-составитель:
Худышкина Т.В.
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Актуальность

3

1.3. Цель и задачи

5

1.4. Направления работы

6

1.5. Содержание программы

6

1.6. Принципы построения педагогического процесса

7

1.7. Методы и приёмы обучения

7

1.8. Этапы работы

7

1.9. Условия и материалы для реализации программы

8

1.10. Планируемые результаты

8

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

9

2.1. Содержание разделов программы «Студия музыкального театра»

9

2.2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы «Студия музыкального театра»

10

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

12

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

12

3.2. Календарный учебный график

12

3.3. Учебный план образовательной деятельности

13

3.4. Материально-техническое оснащение программы:

14

3.5. Формы оценки планируемых результатов

15

3.6. Список литературы

15
2

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Студия детского музыкального театра» для детей дошкольного возраста (далее
Программа) имеет художественную направленность и ориентирована на
комплексное

эстетическое

развитие

детей

дошкольного

возраста

с

последующими постановками музыкальных спектаклей, созданных вместе с
детьми на основе народных и авторских сказок, а также детских замыслов и
творческих идей.
1.2.

Актуальность

Программы

обусловлена

потребностью

детей

дошкольного возраста в комплексном эстетическом развитии путём освоения
актёрского мастерства и развития музыкальных способностей через участие в
творческих постановках. В процессе занятий дети осваивают основы построения
речи, развивают артикуляционный аппарат, учатся управлять собственными
речевыми интонационными функциями. Кроме того, вокальное и сценическиречевое дыхание благотворно воздействует на оздоровление человека, позволяя
пользоваться голосовыми связками без лишних усилий со стороны голосового
аппарата.

Вопросы

воспитания

речевого

голоса,

предупреждения

его

преждевременной изношенности и потери имеют большое значение, поскольку
затрагивают интересы не только актёров и чтецов, но и многих людей,
профессии которых связаны с публичными выступлениями [6, с.20].
Программа составлена в соответствии с:


Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г.

273-ФЗ;


Концепцией

развития

дополнительного

образования

детей

(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

для

Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование

детей»

(утверждён

президиумом

Совета

при

Президенте

РФ по

стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 3.11.2016 г.
№ 11);
3



Постановлением Правительства Свердловской области от 01.08.2019

№ 461-ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования
детей Свердловской области»;


Приказом Министерства образования и молодёжной политики

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;


Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013

г. 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14
ноября 2013 г. 30384);


Письмом Министерства образования и науки РФ и Департамента

общего образования от 28 февраля 2014 года 08-249 «Комментарии к ФГОС
дошкольного образования»;


Постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 15 мая 2013 г. 26 г. Москва от «Об утверждении Сан
ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. 28564) и
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 августа
2015 г. «О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций»;


Уставом МБДОУ детского сада № 385.

Общей чертой детей дошкольного возраста является их склонность к
фантазии: в отличие от взрослого человека, они не ставят себе рамок и границ в
творчестве [3, с. 25]. Занятия в рамках Программы проходят в двух возрастных
группах: 3 – 4 года и 5 – 7 лет. Число учащихся в группе – 10 – 12 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю с отчётными мероприятиями 1 раз в два
месяца. Объём образовательной программы по учебному плану – 64 часа. Срок
4

освоения Программы – 2 года. В младшей группе (возраст учащихся 3 – 4 года)
занятия проходят на стартовом уровне: преобладают игровые методы обучения,
в

занятиях

используется

обилие

иллюстративного

материала,

ярких

дидактических и методических средств. В старшей группе (возраст учащихся 5 –
7 лет) занятия осуществляются на базовом и продвинутом уровне в зависимости
от возможностей обучающихся – в работе появляется теоретическая часть и
углублённое освоение азов актёрского мастерства и сценической речи.
Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая и групповая.
Вид занятий: практические; изобилуют актёрские тренинги, игры и публичные
выступления в рамках группы.

Формы подведения итогов реализации

Программы: спектакли и творческие отчёты (видео театральных миниатюр и
прочих творческих заготовок).
1.3.

Цель и задачи

Целью данной программы является комплексное эстетическое воспитание
в процессе создания детьми музыкальных спектаклей и работы над ними.
Задачи:


освобождение детей от клипового или штампового мышления, поиск

нестандартных решений;


развитие умений и навыков свободного поведения на сцене;



развитие воображения у детей – умения ощущать этот мир во всех

его проявлениях и красках, умения изображать, выражать то, что они видят и
чувствуют, когда знакомятся с этим миром;


реализация ребёнком своих ощущений, чувств и образов в материале

по законам искусства;


богатство и тонкость эмоциональных реакций, подвижность ума и

души;


словесное выражение своих переживаний и ощущений;



владение интонационными возможностями речи и вокальными

навыками;
5



освоение пространства и получение навыков свободного движения

под музыку.
1.4.

Направления работы

Программа направлена на культурно-нравственное воспитание детей
дошкольного возраста. В направлении реализуются культурные, нравственные,
эстетические элементы воспитания с целью формирования нравственного
сознания и высоких моральных качеств личности.
Культурно-нравственное

воспитание

обучающихся

реализуется

посредством создания условий и возможностей для участия дошкольников в
работе

над

народными

наполненными

и

высоким

авторскими
нравственным

литературными

произведениями,

содержанием,

моралью

и

воспитательными элементами.
1.5.

Содержание программы

Театр – это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру,
живопись,

кинематограф,

фотографию

и т. д.

Основным

средством

выразительности является актёр, который через действие, используя разные
театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть
происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно может быть живой
человек. Это может быть кукла или предмет, которым управляет человек.
Музыкальный театр – синтез драматического и музыкального искусств. К
музыкальному театру можно отнести оперу, балет, оперетту, мюзикл, водевиль и
др. Музыкальный театр рассчитывает на актеров универсальной одаренности,
"синтетических", то есть обладающих способностью синтезировать, объединять
разного рода профессиональные умения – речь, мимику, пение, пластику, танец,
подчиняя их единой линии сценического поведения, задаче создания цельного
образа. В работе над такими постановками дети обретают навык комплексного
самовыражения,

возможность

многоуровневого

проявления

творческого

потенциала, а также способность синтеза мыслительных, двигательных и
эстетических процессов.
Кроме того, занятия предполагают:
6

- актёрские тренинги,
- работу над сценической речью и движением,
- развитие музыкальных способностей,
- формирование навыка партнёрского взаимодействия.
1.6.

Принципы построения педагогического процесса

Основными принципами педагогического процесса является построение
материала от простого к сложному, а также от общего к частному. Практические
занятия по актёрскому тренингу, сценической речи, развитию эмоционального
интеллекта осуществляются в соответствии с возрастными особенностями
учащихся.
1.7.

Методы и приёмы обучения

Методы и приёмы обучения детей разных возрастных категорий
различная. В младшей группе (3 – 4 года) основными методами являются
демонстрация, иллюстрация, работа с книгой, игровой и практический методы. В
старшей группе (5 – 7 лет) к перечисленным добавляются рассказ, беседа,
объяснение, дискуссия.
В работе над освоением Программы используются наглядные приёмы:
показ картин, предметов, игрушек, образца выполнения задания, способа
действия; словесные приёмы: вопросы, сравнение, пояснения, объяснения;
игровые приёмы: внезапное появление объекта, выполнение игровых действий,
инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации,
имитация голоса, движения.
1.8.

Этапы работы

Работа осуществляется циклично, соответственно творческим постановкам
и включается в себя:


знакомство с литературным произведением;



игровая

иллюстрация

различных

персонажей

планируемой

творческой постановки;


разбор и разучивание отдельных фрагментов постановочного

материала;
7



соединение в единый игровой сюжет разученного материала;



репетиции;



Показ спектакля.

На каждом занятии помимо работы над постановочным материалом
осуществляется игровая и тренинговая деятельность по осуществлению
комплексного эстетического воспитания.
1.9.
Для

Условия и материалы для реализации программы
реализации

Программы

необходимо

достаточно

просторное

помещение (актовый зал), предполагающее возможность свободного игрового и
танцевального

перемещения

учащихся.

Теоретические

и

дидактические

материалы подбираются в соответствии с целью и задачами учебного процесса и
включают в себя: методическую и практическую литературу, информационные
интернет-ресурсы, иллюстрирующие традиционные и инновационные методы
работы над театральными постановками с детьми дошкольного возраста.
В работе используется следующее техническое оснащение: USB-колонка и
смартфон

для

воспроизведения

пальчиковые

наборы

для

(фортепиано,

блок-флейта,

аудиоматериала;

детского

театра,

детские

шумовые

игровые

кукольные

музыкальные

и

инструменты

инструменты);

различные

материалы для создания декораций и костюмов к творческим постановкам.
1.10. Планируемые результаты
В ходе работы планируется достичь следующих результатов:


освоение

обучающимися

основных

познавательных

и

коммуникативных навыков, получаемых в результате тренинговой и игровой
работы;


получение

возможности

самоидентификации

как

творческой

личности, готовой актёрской, музыкальной или интегрированной культурной
деятельности;


комплексное эстетическое развитие детей дошкольного возраста;

8



практическое участие в постановках музыкальных спектаклей,

созданных на основе народных и авторских сказок;


развитие способности креативного мышления и навыков выражения

творческой мысли.

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание

разделов

программы

«Студия

музыкального

театра»
Первый год обучения включает в себя следующие учебные разделы:
1.

Знакомство с музыкой, театром. Работа с пальчиковым театром.

«Игры в кругу»: хороводные, народные, двигательные, речевые, харАктерные.
Подготовка и показ спектакля «Гуси-лебеди».
2.

Дыхание, звук (громкость, динамика, произношение, пропевание).

Работа над сказкой «Рукавичка».
3.

Тембр, динамика, жест. Пальчиковая постановка «Кто сказал

«Мяу»».
4.

Рассказ историй, пересказ, передача мысли. Телесное подражание,

выражение, передача образа. Мульт-история «Весна-красна».
Второй год обучения включает в себя следующие учебные разделы:
1.

Звуковые и контактные тренинги, взаимодействие. Сказка «Семеро

козлят»
2.

Работа со звуком (произношение, динамика, тембр, звуковедение,

подражание, эмоциональная окраска). Танец как средство выражение мысли.
Сказка «12 месяцев»
3.

Такой разный театр: освоение одного сюжета в различных

воплощениях: опера, театр теней, кукольный театр, танцевальный спектакль.
Сказка «теремок».
4.

Авторские истории и съёмка кино. Работа над выражением мысли

(рисунок, танец, рассказ, песня).
9

2.2.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной

программы «Студия музыкального театра»
1.
№

Группа 3 – 4 года

Название раздела

Количество часов

п/п

Форма
контроля

Всего Теория Практика
1.

Знакомство с музыкой,

16

0

16

Спектакль

Дыхание, звук (громкость, 16

0

16

Спектакль

16

0

16

Спектакль

Рассказ историй, пересказ, 16

0

16

Спектакль

театром. Работа с
пальчиковым театром.
«Игры в кругу»:
хороводные, народные,
двигательные, речевые,
харАктерные. Подготовка
и показ спектакля «Гусилебеди».
2.

динамика, произношение,
пропевание). Работа над
сказкой «Рукавичка».
3.

Тембр, динамика, жест.
Пальчиковая постановка
«Кто сказал «Мяу»».

4.

передача мысли. Телесное
подражание, выражение,
передача образа. Мультистория «Весна-красна».

10

2.
№

Группа 5 – 7 лет

Название раздела

Количество часов

п/п

Форма
контроля

Всего Теория Практика
1.

Звуковые и контактные

16

0

16

Спектакль

16

0

16

Спектакль

16

0

16

Спектакль

16

0

16

Кино

тренинги,
взаимодействие. Сказка
«Семеро козлят»
2.

Работа со звуком
(произношение, динамика,
тембр, звуковедение,
подражание,
эмоциональная окраска).
Танец как средство
выражение мысли. Сказка
«12 месяцев»

3.

Такой разный театр:
освоение одного сюжета в
различных воплощениях:
опера, театр теней,
кукольный театр,
танцевальный спектакль.
Сказка «теремок».

4.

Авторские истории и
съёмка кино. Работа над
выражением мысли
(рисунок, танец, рассказ,
песня).

11

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая
созданием

предметно-пространственная

комфортных

условий

для

среда

осуществления

обеспечивается
учебно-творческой

деятельности на занятиях путём соблюдения санитарно-эпидемиологических
норм и правил в помещении, таких как уборка и своевременное проветривание.
Для создания максимально позитивных условий комплексного эстетического
развития детей дошкольного возраста используются различные игрушки,
пальчиковый и кукольный БИ-БА-БО театр, декорации и костюмы, а также
возможные материалы для их изготовления.
3.2.

Календарный учебный график

3.

Группа 3 – 4 года

Сентябрь Знакомство с музыкой, театром. Работа с пальчиковым
–

театром.

«Игры

в

кругу»:

хороводные,

народные,

октябрь

двигательные, речевые, харАктерные. Подготовка и показ
спектакля «Гуси-лебеди».

Ноябрь – Дыхание,
декабрь

звук

(громкость,

динамика,

произношение,

пропевание). Работа над сказкой «Рукавичка».

Январь – Тембр, динамика, жест. Пальчиковая постановка «Кто
февраль

сказал «Мяу»».

Март –

Рассказ историй, пересказ, передача мысли. Телесное

май

подражание, выражение, передача образа. Мульт-история
«Весна-красна».

2.

Группа 5 – 7 лет
Сентябрь Звуковые и контактные тренинги, взаимодействие. Сказка
–

«Семеро козлят»

октябрь
Ноябрь – Работа
декабрь

со

звуком

(произношение,

динамика,

тембр,

звуковедение, подражание, эмоциональная окраска). Танец
12

как средство выражение мысли. Сказка «12 месяцев»
Январь – Такой разный театр: освоение одного сюжета в различных
февраль

воплощениях:

опера,

театр

теней,

кукольный

театр,

танцевальный спектакль. Сказка «теремок».
Март –

Авторские истории и съёмка кино. Работа над выражением

май

мысли (рисунок, танец, рассказ, песня).

3.3.

Учебный план образовательной деятельности

1.

Знакомство с музыкой, театром: игры, направленные на развитие

чувства ритма, интонации, способности передачи различных эмоциональных
состояний и иллюстрации ярких персонажей. Работа с пальчиковым театром:
постановка импровизированных мини-спектаклей. «Игры в кругу»: хороводные,
народные, двигательные, речевые, харАктерные. Подготовка и показ спектакля
«Гуси-лебеди»: знакомство с сюжетом, персональная работа над образами
персонажей, музыкальным и танцевальным материалом. Обсуждение моральных
качеств личности персонажей, обсуждение и проигрывание возможностей их
преображения и нахождения в различных актуальных жизненных ситуациях:
«Разговор с Яблонькой», «Машенька в магазине, Печка – продавец» и пр.
2.

Дыхание, звук (громкость, динамика, произношение, пропевание):

упражнения «шарик», «пузыри», «ветер», «волны», вокализация и распевание.
Работа над сказкой «Рукавичка»: знакомство с сюжетом, персональная работа
над образами персонажей, их местом в контексте других литературных
произведений, музыкальным и танцевальным материалом.
3.

Тембр, динамика, жест: выразительность различных фраз, работа над

громкостью звукоизвлечения. Пальчиковая постановка «Кто сказал «Мяу»»:
знакомство с сюжетом, персональная работа над образами персонажей,
музыкальным и танцевальным материалом.
4.

Рассказ историй, пересказ, передача мысли. Телесное подражание,

выражение, передача образа. Мульт-история «Весна-красна»: знакомство с
сюжетом, персональная работа над образами персонажей, их созданием,
13

озвучиванием. Основы мультипликации: этапы создания мультфильмов, их виды
и способы воплощения.
5.

Звуковые и контактные тренинги, взаимодействие. Сказка «Семеро

козлят»: знакомство с сюжетом, персональная работа над образами персонажей,
музыкальным и танцевальным материалом.
6.

Работа со звуком (произношение, динамика, тембр, звуковедение,

подражание, эмоциональная окраска). Танец как средство выражение мысли.
Сказка «12 месяцев»: знакомство с сюжетом, персональная работа над образами
персонажей, музыкальным и танцевальным материалом.
7.

Такой разный театр: освоение одного сюжета в различных

воплощениях: опера, театр теней, кукольный театр, танцевальный спектакль.
Сказка «теремок»: знакомство с сюжетом, персональная работа над образами
персонажей, музыкальным и танцевальным материалом.
8.

Авторские истории и съёмка кино. Знакомство с основами

кинематографа, особенностями съёмки, записи звука, видеомонтажа, мастеринга.
Запись и иллюстрирование детских рассказов. Стимуляция навыка фиксации
собственных творческих мыслей, прививание чувства значимости и важности
творческого вдохновения, обсуждение многообразия способов его выражения.
Работа над выражением мысли посредством различных проявлений творческого
самовыражения: рисунка, танца, рассказа, песни. Преображение творческого
процесса в предметы искусства и художественной культуры Отечества,
осознание собственной значимости как субъекта формирования культурного
фонда в мировой истории.
3.4.

Материально-техническое оснащение программы:



мягкие игрушки;



пальчиковый театр;



театр кукол би-ба-бо;



шумовые музыкальные инструменты;



фортепиано, блок-флейта;
14



различные материалы для создания декораций и костюмов к

творческим постановкам;


колонка;



смартфон;



карточки с иллюстрациями;



книги.

3.5.

Формы оценки планируемых результатов

Оценка планируемых результатов предполагается методом наблюдения
педагогом на занятиях и на отчётных мероприятиях.
3.6.

Список литературы

1.

Бурмистрова

Т.,

Пальчиковые

игры

/

Международный

образовательный портал www.maam.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-palchikovyh-igr-na-temu-ryby-i-vodnyeobitateli.html
2.

Губанова Н.Ф., Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5

лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и
спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
3.

Давыдова М.А., Музыкальное воспитание в детском саду: средняя,

старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006. – 240 с.
4.

Данилевская М.А., Пальчиковые игры как средство повышения

речевой активности детей младшего дошкольного возраста / Современное
дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы. Сборник научнометодических

статей.

Йошкар-Ола,

2014

Издательство: Поволжский

государственный технологический университет (Йошкар-Ола). – Йошкар-Ола,
2014
5.

Дедловская Т., Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика./

Международный образовательный портал. [Электронный ресурс.] Режим
доступа:

http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-melkoi-motoriki-palchikovaja-

gimnastika.html
15

6.

Козлянинова И.П., Чарелли Э.М., Тайны нашего голоса. –

Екатеринбург, 1992. – 320 с.
7.
ресурс].

Композиторы детям: Чайковский «Детский альбом». [Электронный
Режим

доступа:

http://propianino.ru/kompozitory-detyam-chajkovskij-

detskij-albom
8.
Детский

Макерова О., Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет. /
портал

Солнышко.

[Электронный

ресурс].

Режим

доступа:

http://www.solnet.ee/parents/log_02.html
9.

Нищева Н.В., Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию

лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи,
развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое
пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. – 47 c.
10.

Потешки на коленях у родителей. / Всё для детей. [Электронный

ресурс]. Режим доступа: http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki19.php
11.

Савина

Л.П.

Пальчиковая

гимнастика

для

развития

речи

дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма
«Издательство АСТ», 1999. – 48 с.
12.

Стихи про петуха / Мои детки. [Электронный ресурс]. Режим

доступа:

http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/stihi_pro_ptic/807-

stihi_pro_petuha.html
13.

Ткачева М.С., Хилько М.Е., Возрастная психология. Конспект

лекций. – М.: Издательство «Юрайт», 2010 г. – 145 с.
14.

Упражнения на развитие мелкой моторики / Трана мастеров.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rostochek-gik.narod.ru/index/0-135
15.

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по

организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет. [Электроннай ресурс].
Режим доступа: http://www.razumniki.ru/jsen_izuchenie_transport.html

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».