ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 385 МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 385 620103, г. Екатеринбург, ул. Газетная, 48, тел.: (343) 295-83-32; эл. адрес: mdou385@eduekb.ru, сайт: http//385.tvoysadik.ru УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детского сада № 385 ___________ О.Е. Исакова Приказ № 97-доп. от 30.08.2024г. ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ детского сада № 385 Протокол № 1 от 30.08.2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЖУРНАЛИСТИКА» Направленность: художественная Возраст участников: от 5 до 7 лет Срок реализации - 1 год Автор-составитель: Худышкина Т.В. Педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Актуальность 3 1.3. Цель и задачи 6 1.4. Направления работы 6 1.5. Содержание программы 6 1.6. Принципы построения педагогического процесса 6 1.7. Методы и приёмы обучения 8 1.8. Этапы работы 8 1.9. Условия и материалы для реализации программы 9 1.10. Планируемые результаты 9 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 10 2.1. Содержание разделов программы «Студия музыкального театра» 10 2.2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Журналистика» 10 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 12 3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды 12 3.2. Календарный учебный график 13 3.3. Учебный план образовательной деятельности 13 3.4. Материально-техническое оснащение программы 15 3.5. Формы оценки планируемых результатов 16 3.6. Список литературы 16 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Журналистика» для детей старшего дошкольного возраста (далее Программа) имеет художественную направленность и ориентирована на формирование навыков свободного грамотного построения речи и критического мышления у детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления с профессией журналиста. 1.2. старшего Актуальность дошкольного Программы возраста в обусловлена формировании потребностью навыков детей свободного грамотного построения речи, её изложении, возможности пересказа и критического мышления. Ознакомление с профессией журналиста позволяет затронуть аспекты развития важных личностных качеств, таких как умение слушать собеседника, дифференцировать полученную информацию, осмысливать с учётом актуальных событий и общественных тенденций, не забывая при этом моральную сторону освещения интерпретируемых фактов. В преддверие поступления в среднее звено (общеобразовательную школу) учащиеся особо нуждаются в развитии способности высказывания собственных суждений и анализе полученных знаний. Вопросы воспитания речевого голоса, предупреждения его преждевременной изношенности и потери имеют большое значение, поскольку затрагивают интересы не только актёров и чтецов, но и многих людей, профессии которых связаны с публичными выступлениями [6, с.20]. Структура Программы позволяет учесть все перечисленные потребности и актуальные возможности передачи информации в условиях информатизации общества. Программа составлена в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ; Концепцией развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); 3 детей для Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование детей» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 3.11.2016 г. № 11); Постановлением Правительства Свердловской области от 01.08.2019 № 461-ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»; Приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. 30384); Письмом Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. 26 г. Москва от «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. 28564) и Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 августа 2015 г. «О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Уставом МБДОУ детского сада № 385. 4 В старшем дошкольном возрасте ребенок учится понимать, как вести себя в коллективе, больше сочувствовать и сострадать, становится более восприимчивым к эмоциям других детей и взрослых. Именно поэтому развитие эмоционального интеллекта выходит на передний план. Дошкольник всячески старается самоутвердиться и проявить себя, учится выстраивать общение со сверстниками, при этом стремится к большей самостоятельности. В этом возрасте необходимо заложить основы этикета и вежливости ребенка, научить его правильно взаимодействовать с обществом, обучить всем необходимым правилам поведения [13, с. 26]. Занятия в рамках Программы проходят в одной группе, возраст учащихся которой 5 – 7 лет. Число учащихся в группе – до 12 человек. Режим занятий: 1 раз в неделю с отчётными выпусками передач 1 раз в месяц. Объём образовательной программы по учебному плану – 32 часа. Срок освоения Программы – 1 год. Занятия осуществляются на базовом и продвинутом уровне в зависимости от возможностей обучающихся, и включают в себя теоретическую часть и углублённое освоение азов актёрского мастерства и сценической речи, основ построения связного рассказа, тренингов на раскрытие творческих способностей, устранение телесных зажимов и развитие навыков свободного поведения перед камерой. Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая и групповая. Вид занятий: практические; изобилуют актёрские тренинги, игры и публичные выступления в рамках группы. Построение работы над творческим продуктом Программы – видео передачами предусматривает тесное взаимодействие с родителями учащихся в рамках чатов, в которых даются домашние задания по съёмке отдельных фрагментов с подробным инструктажем и описанием способов их выполнения. Формы подведения итогов реализации Программы: творческие отчёты – ежемесячные видео-передачи. 5 1.3. Цель и задачи Целью данной программы является формирование навыков свободного грамотного построения речи и критического мышления у детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления с профессией журналиста. Задачи: 1. Знакомство с направлением журналистики, её основными функциями в обществе, её современными проявлениями; 2. съёмка ежемесячных выпусков видеопередачи; 3. формирование критического мышления, первичной способности к анализу информации, её обобщению, резюмированию и формулированию выводов; 4. подготовка к самостоятельной компетентной коммуникации за пределами дошкольного образовательного учреждения на начальном этапе; 5. освобождение детей от клипового или штампового мышления, поиск нестандартных решений, развитие воображения и креативного мышления; 6. развитие умений и навыков свободного общения, формирование навыка словесного выражения чувств и эмоций. 1.4. Направления работы Программа направлена на культурно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. В направлении реализуются культурные, нравственные, эстетические элементы воспитания с целью формирования нравственного сознания и высоких моральных качеств личности. Культурнонравственное воспитание обучающихся реализуется посредством создания условий и возможностей для участия дошкольников в съёмке и подготовке репортажей на актуальные морально и этически значимые темы, погружения в контекстный, исторический и культурный фоны освещаемых вопросов. 1.5. Содержание программы Журналистика определяется как деятельность по сбору и анализу текущих событий, а также распространение информации в обществе через разные коммуникативные каналы – газеты, журналы, радио, телевидение и интернет6 СМИ. Общественная миссия журналистики заключается в актуализации той информации и тенденций, которые важны для разных социальных групп или общества в целом в настоящее время. Современный теоретик журналистики Гарольд Ласуэлл, выделил четыре основные функции средств массовой информации: наблюдение за миром (сбор и распространение информации); "редактирование" (отбор и комментирование информации); формирование общественного мнения; распространение культуры (образовательная функция) [5]. Рассмотрение перечисленных функций, а также основ их понимания у учащихся на начальном этапе позволяет расширить кругозор и научить анализировать информационный поток, изобилующий в сетях Интернета. Принципы построения педагогического процесса Основными принципами педагогического процесса является построение материала от простого к сложному, а также от общего к частному. Практические занятия по актёрскому тренингу, сценической речи, развитию эмоционального интеллекта осуществляются в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В качестве отчётного и практического компонента Программы предполагается ежемесячный выпуск видеопередачи со следующими рубриками: «А в детском саду» (репортаж о ДОУ, интересных местах (теплица, музыкальный зал, детская площадка и пр.), его сотрудниках разных профессий, их интервью); «Календарик» (праздничные дни текущего месяца, мероприятия, связанные с ними); «Книга – друг человека» (рассказ и любопытные факты об интересной книге, её выдающихся персонажах, экранизациях, авторе); «В городе моём» (видео обзор экскурсионно-туристической жизни города); «Маленький блогер» (самостоятельные пробы участников студии). Связки между рубриками представляют собой диалог ведущих. Построение занятия: 7 1. «игра в кругу»: приветствие и рассказ на заданную тему; 2. подвижная игра-тренинг, направленная на развитие концентрации внимании; 3. развитие артикуляции и речевого аппарата; 4. тренинги по развитию эмоционального интеллекта; 5. беседа по теме занятия (ознакомление детей с основными функциями журналистики, поиск совместных креативных решений, планирование практической деятельности); 6. практическая тематическая работа (видеосъёмка, звукозапись, интервьюирование, ведение репортажа и т.д.); 7. вербальная рефлексия в кругу. 1.6. Методы и приёмы обучения Методы и приёмы обучения детей 5 – 7 лет: рассказ, беседа, объяснение, дискуссия. В работе над освоением Программы используются наглядные приёмы: выполнения задания, показ картин, предметов, игрушек, образца посещение различных творческих и образовательных мероприятий и интересных локаций города, способа действия; словесные приёмы: вопросы, сравнение, пояснения, объяснения; игровые приёмы: внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации, имитация голоса, движения. 1.7. Этапы работы Работа осуществляется циклично, соответственно творческим отчётам – видеопередачам, и проходит ряд этапов: знакомство с темами журналистского исследования; игровая ситуация, нацеленная на совместное планирование с детьми творческих мероприятий по созданию очередного выпуска, устранение телесных 8 и речевых, а также психологических зажимов, препятствующих успешному прохождению репортажей; посещение мероприятий и интересных мест для съёмки видео- репортажей; разбор материала для закадрового голоса, домашняя работа с родителями и законными представителями над заданным материалом, звукозапись; видеозапись перебивок – связок в виде диалогов ведущих; мастеринг, разбор с детьми монтажа, иллюстрация работы педагога с игровым участием в нём детьми посредством бумажных образцов фрагментов снятого материала; Выпуск видеопередач, рефлексия. На каждом занятии помимо работы над постановочным материалом осуществляется игровая и тренинговая деятельность по осуществлению комплексного эстетического воспитания, развития навыков свободной коммуникации. 1.8. Условия и материалы для реализации программы Для реализации Программы необходимо помещение для проведения занятий, видеооборудование (камера, штатив, компьютер для обработки материала), возможность выхода и общения с предметами видеорепортажей. Теоретические и дидактические материалы подбираются в соответствии с целью и задачами учебного процесса и включают в себя: методическую и практическую литературу, информационные интернет-ресурсы, иллюстрирующие традиционные и инновационные методы работы. В работе используется следующее техническое оснащение: видеокамера, штатив, компьютер, фотоаппарат, USB-колонка, смартфон; игровые наборы для изучения видеомонтажа; различные материалы для создания декораций и костюмов к творческим выпускам. 1.9. Планируемые результаты В ходе работы планируется достичь следующих результатов: 9 Ознакомление учащихся с направлением журналистики, её основными функциями в обществе, её современными проявлениями; ежемесячные выпуски видеопередачи; сформированное критическое мышление на начальном этапе, первичная способность к анализу информации, её обобщению, резюмированию и формулированию выводов; способность детей к самостоятельной компетентной коммуникации за пределами дошкольного образовательного учреждения на начальном этапе; свобода от клипового или штампового мышления; сформированные на начальном этапе навыки поиска нестандартных решений; развитое воображение и креативное мышление; умение свободно общаться, словесно выражать собственные чувства и эмоции. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание разделов программы «Журналистика» для детей старшего дошкольного возраста 1. Знакомство с профессией журналиста, его основными навыками: пересказ, рассказ, резюмирование, интерпретация. 2. «Пресс-конференция»: учимся задавать вопросы. 3. Построение репортажа: последовательность изложения событий, грамотное и корректное построение речи. 4. «Лови момент»: учимся выделять главное в информации (съёмка интересных видеофрагментов, запись значимых фактов). 5. «Я блогер» - создание качественного контента. 6. Печатная журналистика: газеты, журналы. 7. «Рассказ в картинках»: иллюстрируем факты. 10 8. «Коллаж и монтаж»: игры для первичной способности к редакции изображений и звука. 9. «Я журналист»: итоговые репортажи, перспективное планирование реализации полученных навыков. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Журналистика» № Название раздела Количество часов п/п Форма контроля Всего Теория Практика 1. Знакомство с 8 1 7 профессией журналиста, его Выпуск видеопередачи основными навыками: пересказ, рассказ, резюмирование, интерпретация. 2. «Пресс-конференция»: учимся 8 1 7 задавать Выпуск видеопередачи вопросы. 3. Построение репортажа: 8 1 7 последовательность изложения Выпуск видеопередачи событий, грамотное и корректное построение речи. 4. «Лови момент»: учимся 8 выделять информации главное 1 в 7 Выпуск видеопередачи (съёмка интересных видеофрагментов, 11 запись значимых фактов) 5. «Я блогер» - создание 8 1 Выпуск 7 качественного контента 6. Печатная журналистика: 8 видеопередачи 1 Выпуск 7 газеты, журналы 7. видеопередачи «Рассказ в картинках»: 8 1 Выпуск 7 иллюстрируем факты 8. «Коллаж игры и видеопередачи монтаж»: 8 для 1 Выпуск 7 первичной видеопередачи способности к редакции изображений и звука 9. «Я журналист»: 8 итоговые 1 Выпуск 7 репортажи, видеопередачи перспективное планирование реализации полученных навыков 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая созданием предметно-пространственная комфортных условий для среда осуществления обеспечивается учебно-творческой деятельности на занятиях путём соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и правил в помещении, таких как уборка и своевременное проветривание. Для создания максимально позитивных условий реализации Программы обеспечивается выход и посещение важных объектов, приглашение интересных людей, изучение материалов, актуальных для освещения в средствах массовой информации, продумывание и планирование качественной домашней работы и способов взаимодействия с родителями и законными представителями. 12 3.2. Календарный учебный график сентябрь Знакомство с профессией журналиста, его основными навыками: пересказ, рассказ, резюмирование, интерпретация. октябрь «Пресс-конференция»: учимся задавать вопросы. ноябрь Построение репортажа: последовательность изложения событий, грамотное и корректное построение речи. декабрь «Лови момент»: учимся выделять главное в информации (съёмка интересных видеофрагментов, запись значимых фактов) январь «Я блогер» - создание качественного контента февраль Печатная журналистика: газеты, журналы март «Рассказ в картинках»: иллюстрируем факты апрель «Коллаж и монтаж»: игры для первичной способности к редакции изображений и звука май «Я журналист»: итоговые репортажи, перспективное планирование реализации полученных навыков 3.3. Учебный план образовательной деятельности 1. Знакомство с профессией журналиста, его основными навыками: пересказ, рассказ, резюмирование, интерпретация. Работа над освобождением мышечных и голосовых зажимов посредством тренингов и игр. Формирование свободной коммуникации в группе. Разбор функций журналиста, основных направлений деятельности, рассматривание разновидностей. Посещение мероприятий, их обсуждение и составление рассказов по впечатлениям. Налаживание и регулирование трёхсторонней работы над предметом изучения: педагог-ребёнок-родители. Выполнение домашнего задания по инструкции: съёмка мастер-класса по приготовлению блюда на выбор, запись закадрового голоса по заранее заготовленному тексту. 13 2. «Пресс-конференция»: учимся задавать вопросы. Продолжение работы над звукоизвлечением и свободой движений перед камерой и в повседневности. Занятия сценической речью: развитие артикуляционного аппарата, свободного речевого дыхания посредством эффективных упражнений. Обсуждение возможностей добычи информации через формулирование грамотно поставленных и заданных вопросов. Создание игровой ситуации для отработки навыка. Участие в пресс-конференции по теме репортажа: заблаговременное обсуждение тематики, возможных вопросов по заданной теме. Выполнение домашнего задания по закреплению материала: создание игровой ситуации «пресс-конференция семьи». 3. Построение репортажа: последовательность изложения событий, грамотное и корректное построение речи. Продолжение работы над дикцией и свободным звукоизвлечением, развитие навыка самостоятельного построения конструктивных предложений. Изучение строения репортажа, разбор каждого из компонентов. Домашнее задание по составлению короткого репортажа по заданной схеме. 4. «Лови момент»: учимся выделять главное в информации (съёмка интересных видеофрагментов, запись значимых фактов). Игры на развитие внимания: чтение рассказа с хлопком на определённом слове, глухие телефончики, кумулятивные игры и пр. Пересказ книги. 5. «Я блогер» - создание качественного контента. Разбор основных позитивных и негативных сторон профессии блогера как нового тренда в молодёжной среде. Обсуждение вопросов информационной безопасности с детьми и их родителями. Тематическая дифференциация контента. Выбор наиболее подходящего направления в соответствии с возрастом и увлечениями учащихся. 6. Печатная журналистика: газеты, журналы. Знакомство с различными детскими периодическими изданиями, разбор разделов. Игровая ситуация: мой журнал – домашняя фантазия на тему собственного издания. Продолжение 14 работы над сценической речью, актёрским мастерством и развитием навыков свободной коммуникации. «Рассказ в картинках»: иллюстрируем факты. Учимся излагать 7. мысли различными способами: речью, движениями (пантомима), вокализацией (пение), рисунками. Рисованная дискотека: выполнение задания «танцующие человечки» по ознакомлению с мультипликацией. «Коллаж и монтаж»: игры для первичной способности к редакции 8. изображений и звука. Использование бумажного материала и разбор технических функций специального оборудования. Посещение мероприятий, подготовка репортажей, совместный монтаж отдельных фрагментов. «Я журналист»: итоговые репортажи, перспективное планирование 9. реализации полученных навыков. Анализ проделанной работы над сценической речью, актёрским мастерством, коммуникативными функциями, приобретённым профессиональным мастерством. Организация заключительного мероприятия по просмотру всех выпусков года, подготовка пресс-конференции с участникамиучениками курса, где в качестве журналистов выступают родители дошкольников, отвечающих на поставленные вопросы. 3.4. Материально-техническое оснащение программы: видеокамера; штатив; фотоаппарат; микрофон; звуковая карта; компьютер; различные материалы для создания декораций и костюмов к творческим постановкам; колонка; смартфон; карточки с иллюстрациями; 15 книги. 3.5. Формы оценки планируемых результатов Оценка планируемых результатов предполагается методом наблюдения педагогом на занятиях и на отчётных мероприятиях. 3.6. Список литературы: 1. Бархин К. Б. Культура слова [Текст] К. Б. Бархин - М., 1999. 2. Губанова Н.Ф., Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с. 3. Генне Ж. Школьные и лицейские газеты [Текст] Ж.Генне – Народное образование. -2001. №10. 4. Давыдова М.А., Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006. – 240 с. 5. Журналистика. Ответы на профессиональный вопрос к государственному экзамену. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gitr.ru/data/student/diplom/otveti_zhur.pdf 6. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. - Ростов - на Дону, 1999. 7. Козлянинова И.П., Чарелли Э.М., Тайны нашего голоса. – Екатеринбург, 1992. – 320 с. 8. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе – М., 1974. 9. Мучник Б.С. Человек и текст – М., 1985. 10. Нищева Н.В., Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. – 47 c. 11.Семёнов П.П. Компьютерная газета как средство развития учащегося. Классный руководитель. - 2000., - №6. 12.Субботина Н.Н. Детская газета в образовательном учреждении. – Ярославль, 2000. 16 13.Ткачева М.С., Хилько М.Е., Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Издательство «Юрайт», 2010 г. – 145 с. 14.Шаповал Ю.Г. Изображение и текст в журналистике. – Львов, 1985. 17